Малый бизнес

Или вот есть у меня, например, небольшая фирма. Фирме три
года уже с половиной.
Бизнес очень простой: аутсорсинг бухгалтерских и юридических услуг
для малого бизнеса.
Ну то есть как простой: все держится на отношениях с клиентами. Он
же бухгалтеру-аутсорсеру должен доверять как себе самому.
Поэтому масштабируется все довольно трудно. Главное - в людях.
Профессиональные и опытные бухгалтера, которые не просто сами по
себе грамотные, но и еще (что редкость!) могут внимательно и
подробно объяснять все клиентам, говорить с клиентами на их
языке.
Я знаю, как трудно таких людей найти, и я, как собственник, никогда
не требовал быстрого роста. Тут не стартап, тут все строится на
качестве и долгосрочных отношениях. Но - долго ли, трудно ли -
подросли. Очень хороший специалист - Елена, генеральный директор и
главный бухгалтер же, и процессы настроила, и с трудными клиентами
общается, и сложные случаи (типа запущенного восстановления
бухучета) решает. Заместитель главного бухгалтера Анна и начальник
юридического отдела Айрат - тоже просто золото, незаменимые и
крепкие ребята, очень компетентные.
И вот как-то незаметно - а уже больше 150 клиентов у нас на
обслуживании. В Екатеринбурге с такими показателями в пятерку
лидеров мы входим точно. Точку безубыточности больше двух лет тому
назад прошли, рабочие места созданы, люди работают, потихоньку
вроде начинаем возвращать инвестиции, где-то впереди маячит,
пожалуй, и прибыль.
Наши эти 150 клиентов - это какой-то совершенно случайный срез
малого бизнеса нашего города. Я не знаю деталей (поскольку не
принимаю никакого участия в оперативном управлении компанией, и
никогда не принимал), но там есть и торговые предприятия, и сфера
услуг, и производство, и черт знает что еще. Точно знаю, что у нас
обслуживается даже какая-то фирма, которая производит лыжные мази.
Очень разные отрасли, такой не претендующий на репрезентативность,
но вполне характерный слепок.
Ну и вот, и начало года, конечно, всегда просадка. Наши клиенты
тяжело раскачиваются после новогодних каникулы, январь у них
полумертвый, февраль кое-как, и обычно мы в январе-феврале
просаживаем по выручке процентов на 20 к концу года, а добираем
потом, в марте, когда надо сдавать годовые отчеты, и клиенты наши
начинают закрывать долги. Так было в позапрошлом году, так было в
прошлом. В прошлом - труднее; просадка продлилась до апреля-мая,
только к лету клиенту раскачались. Ну, у нас был уже небольшой
запас жирка, мы терпели, прощали, просили "заплатить сколько
сможете", не копить долгов, и проскочили; летом стало легче, к
осени клиенты заплатили все, что были должны, и новые клиенты
пришли (а у нас почти все приходят по рекомендациям).
В этом году просадка по выручке не 20%, а ближе к 40% в
январе-феврале. Не только к четвертому кварталу, к аналогичному
периоду прошлого года идет заметное снижение показателей. Около 15
договоров расторгнуто, причина одна - прекращение деятельности.
Обсуждаем, что делать: так же будем терпеть и ждать исправления
ситуации в марте-апреле? Да, конечно, а что еще остается. "Но
только", - говорит Елена, - "они вряд ли заплатят. Мы же ведем весь
учет для них, ведем клиент-банк, видим: они все в долгах, у них у
всех просто нули на счетах, с выплатой зарплаты проблемы. Почти по
всем секторам одно и то же: кто еще не закрылся - еле-еле тянет,
скорее по привычке".
|
</> |