Малыш с саблей!

топ 100 блогов russos21.12.2018 Сегодня исполняется год, как взлетел первый SSJ100 с новыми законцовками крыльев — винглетами. Из-за характерного вида они сразу получили название «сабля», а сам самолет, соответственно — «saberlets» или «саблелёт». В прошлом году я провел несколько съемок на базе ГСС в Жуковском. Там я заснял несколько этапов производства работ по установке новых законцовок и другой экспериментальной работе по совершенствованию самолета.

Но сначала немного истории. Впервые законцовка крыла, расположенная перпендикулярно его плоскости была сконструирована авиационным специалистом и инженером Ричардом Уиткомбом в начале 1970-х годов. Он, являясь сотрудником НАСА, был одним из первых исследователей влияния формы законцовок крыла на аэродинамику самолёта.

На пассажирских самолётах аэродинамические законцовки были впервые применены на Boeing 747-400 выпуска 1985 года. C 2009 года данная конструкция применяется на крыльях среднемагистральных самолётов Airbus A-320.

Малыш с саблей!

В начале 1990-х гг. Луи Гратцер, главный специалист по аэродинамике компании Aviation Partners, придумал и запатентовал «blended winglet» — сопряжённое крылышко, которое плавно загибается вверх по дуге большого радиуса и имеет большое относительное удлинение. Первое же применение крылышек новой конструкции для модернизации делового самолёта Gulfstream II в 1991 г. позволило сократить расход топлива на 7 %. Столь масштабная экономия за счёт модернизации оказалась беспрецедентной в истории авиации, если не считать переделки всего самолёта или ремоторизации.

Похожая конструкция, установленная на Суперджете, позволяет одновременно улучшить взлетно-посадочные характеристики и снизить расход топлива не менее чем на 4%.

1. Красавцы малыши в ангаре ЛИКа.
Малыш с саблей!

2. Здесь ведутся разные работы. Обычно это техническое обслуживание самолетов разных авиакомпаний, модернизация экспериментальных машин и подготовка к поставке заказчику только что прилетевших с завода новых самолетов.
Малыш с саблей!

3. Но нас интересует самолет с демонтированной законцовкой крыла. Именно так начинаются работы по установке саблевидных винглетов на опытной машине.
Малыш с саблей!

4. А на стоянке экспериментальные машины участвуют в программе модернизации и совершенствования летных и эксплуатационных характеристик. Пока самолет летает — он развивается.
Малыш с саблей!

5. Опытные машины пронизаны кабельной сетью, датчиками и блоками с оборудованием.
Малыш с саблей!

6. Мой сопровождающий, ведущий инженер по летным испытаниям компании Гражданские самолеты Сухого Игорь Александрович Соболев. Мы с ним провели несколько часов, беседуя о малыше, о перспективах развития и испытаний. Я долго слушал его рассказ как они проводили разные испытания. Какие были сложности и как их преодолевали. Игорь Александрович, не только профессионал, но и человек, влюбленный в небо и в Суперджет.
Малыш с саблей!

7. Испытательная станция. С первой машины повелась традиция собирать магнитики и наклейки из разных стран, где бывал этот борт. Мамонтенок, конечно, из Якутии, где проводили низкотемпературные испытания.
Малыш с саблей!

8. Испытательные пассажиры — на эти штыри сажаются чугунные чушки. Варьируя их расположение и массу в салоне, можно имитировать разные веса и центровки.
Малыш с саблей!

9. Все, что попадает на серийные машины, должно пройти испытания и сертификацию. Даже такая вещь, как столик для пилота, который вроде бы не связан с управлением, все равно в обязательном порядке проверятся, испытывается и сертифицируется. Даже больше, в авиации любая вещь, которая попадает в салон (даже наклейка на кресле или занавеска) проходит испытания, как минимум, на пожаробезопасность.
Малыш с саблей!

10. Прошло некоторое время и я снова в ангаре ГСС.
Малыш с саблей!

11. В это раз новая законцовка уже есть, но еще идет работа по её интеграции в крыло.
Малыш с саблей!

12. Работа очень ответственная и сложная.
Малыш с саблей!

13. Так же самолет готовится к первому полету — идет установка дополнительных датчиков.
Малыш с саблей!

14. После сверления каждое отверстие обрабатывают, делая так называемое зенкерование. Это способ используется для увеличения диаметра и получения более качественной поверхности отверстия методом резания. При его применении увеличивается диаметр, повышается точность поверхности и чистота отверстия. Таким образом идет калибровка отверстия под нужный крепеж.
Малыш с саблей!

15. Конфигурация законцовок в виде сабли, установленная на Superjet 100, стала результатом комплекса расчетных исследований, инженерных и экспериментальных работ, проведенных разработчиком самолета — компанией Гражданские самолеты Сухого при участии Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ).
Малыш с саблей!

16. Геометрия законцовок была определена с применением инновационных методов трехмерной оптимизации на базе численных расчетов аэродинамики (CFD), которые являются уникальной разработкой ЦАГИ, активно используемой в авиационной отрасли России, в частности в программе Superjet 100.
Малыш с саблей!

17. Пока самолет находится на доработке, то можно заглянуть в некоторые его системы, обычно скрытые. Например в кессон топливного бака.
Малыш с саблей!

18. Или посмотреть как выглядит выпущенный предкрылок. Круглая труба справа предназначена для горячего воздуха, который является частью противооблединительной системы самолета.
Малыш с саблей!

19. А на соседнем самолете тоже ведутся доработки под испытания.
Малыш с саблей!

20. Здесь идет испытания новых створок шасси, повышающие эффективность полета.
Малыш с саблей!

21. Наконец-то, 21 декабря 2017 года. Идет подготовка самолета с новыми законцовками крыльев к первому вылету.
Малыш с саблей!

22. Сначала техники проводят все тесты.
Малыш с саблей!

23. И делают гонку двигателей на земле, проверяя все его системы на всех режимах. На фото включен реверс двигателя.
Малыш с саблей!

24. Так как полет испытательный, то экипаж находится с парашютами. Таковы правила полетов.
Малыш с саблей!

25. В регистраторы вставляют накопители полетной информации и данных, собираемых со всевозможных датчиков.
Малыш с саблей!

26. Кабина готова к запуску двигателей!
Малыш с саблей!

27. Рабочее место инженера по испытаниям.
Малыш с саблей!

28. С установкой винглетов было так же доработано программное обеспечение и система управления. Теперь все это предстоит проверить.
Малыш с саблей!

29. Техники завершают подготовку к вылету. Даже стекло не забыли протереть.
Малыш с саблей!

30. А рядом опытную машину буксируют на взлет — у нее сегодня своя программа полетов.
Малыш с саблей!

31. Пока ждем вылета, заглянул в ангар. Тут стоит самолет с улыбкой.
Малыш с саблей!

32. И двигатель-хомяк. :) Красота!
Малыш с саблей!

33. Наконец-то наш борт буксируют на исполнительный старт.
Малыш с саблей!

34. Короткий разбег и малыш в небе.
Малыш с саблей!

35. Проход над полосой и самолет улетает в зону на отработку задания.
Малыш с саблей!

36. Полет SSJ100 с заводским номером 95032 с установленными горизонтальными законцовками крыла занял 2 часа 42 минуты. В соответствии с полетным заданием летный экипаж выполнил оценку характеристик устойчивости и управляемости самолета в различных конфигурациях механизации крыла. Также в полете были выполнены режимы по определению расходов топлива на различных этапах. Полет проходил в диапазоне высот до 11 000 метров.
Малыш с саблей!

37. Полет прошел хорошо, замечаний нет. Далее предстоит большая работа по снятию характеристик, уточнению методик пилотирования, работы систем и общей оценки эффективности.
Малыш с саблей!

38. Внедрение законцовок крыла, являющееся частью данной программы совершенствования самолета, в том числе, обеспечит экономию авиакомпаниям до 5 млн. рублей в год на один борт. Результатом проведения масштабного комплекса наземных и лётных испытаний станет сертификация самолета SSJ100 с горизонтальными законцовками крыла, которые будут предлагаться заказчикам и эксплуатантам как опциональное предложение. Законцовки могут устанавливаться не только при производстве новых самолетов, но и на ранее поставленные борты.
Малыш с саблей!

За год испытаний были подтверждены заявленные характеристики самолета с установленными законцовками крыла SABERLET:

— увеличение топливной эффективности более, чем на 4%;
— обеспечение короткого взлета и посадки;
— улучшение характеристик набора высоты с одним неработающим двигателем и в условиях высокогорья;

Весь комплект для установки двух законцовок SABERLET на SSJ100 весит около 100 кг, что дешевле, легче, эффективнее и экологичнее, чем установка нового двигателя с обновленными характеристиками.

Установка законцовок крыла на SSJ100 позволит авиакомпаниям, эксплуатирующим SSJ100, не только снизить эксплуатационные расходы, но и расширить маршрутную сеть. Для бизнес версии самолёта с дополнительными топливными баками заметно увеличивается дальность полета.

Больше спасибо пресс-службе Гражданских самолетов Сухого за возможность это увидеть своими глазами.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 22:34

https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
В связи с последними терактами, обновляю свой мартовский пост о Брейвике - который в своё время, как уж мог, попытался противостоять исламской угрозе. Двое суток в ТОПе ЖЖ (хоть и не на первых местах) висел вот этот шизоидный пост, который накатала блогерша silver_slider ...
Так ведь? А как её увидеть, если времени только день, да и тот неполный? В общем, ребят, нужна помощь настоящих МОСКВИЧЕЙ (есть тут такие?) в решении задачи А условия ...
БИШКЕК, 12 июн - РИА Новости. Временное правительство Киргизии обратилось к России за миротворческой помощью, заявила журналистам в субботу президент переходного периода, глава временного правительства республики Роза Отунбаева."Со вчерашнего ...
После того, как представители российского Минобороны начали обвинять , западные журналисты стали копать . И, поставив на уши все свои контакты в полураздробленной Сирийской арабской республике, а также в Ираке и Турции, раскопали множество разрозненных и удивительных фактов об устро ...
Только все приготовились цедить август, как тепло исчезло - цедить стало нечего. ...Подумалось, что посты с текстом Брэдбери - явление возрастное. Уточнила у брата: да, в 20-27 никто ничего не цедит - пьют жизнь большими глоткАми молодыми ...