Малые северные народы. Орочи
id77 — 09.06.2023 Здравствуйте уважаемые.ВУ прошлый раз вспоминали с вами об Ороках: https://id77.livejournal.com/5057141.html. Ну а сегодня предполагаю несколько слов сказать о народе, который очень часто путают с ними - об Орочи.
Этот совсем другой народ, живуйший в дркгом месте (на берегу Японского моря), но тем не менее название действительно похожее.
Произошло оно из тунгусского языка - его основой являеются два слова «орон», что переводится как олень и "чи" - владеть. То есть, "народ владеющий оленями". Впервые это название “орочи” (а точнее “орочисэл”) было зафиксировано французским путешественником Гало де Лаперузом, оказавшимся на землях этого народа в XVIII веке. Но вот сами орочи называют себя не так. Говоря о своём народе, они используют слово "нани "- "человек на земле". А еще нередко - "дети тигра" :-) Почему? Тут интересная тема. Дело в том, что согласно древним преданиям этого народа, тигр был воплощением верховного бога Буа, создавшего всё живое. В случае, если тигра убивали случайно или находили умершего естественной смертью зверя, животному устраивали пышные похороны.
Их немного осталось - чуть больше тысячи. В основном в Приморском и Хабаровском крае проживают. Говорят на орочском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. В языке выделяются тумнинский, хадинский, хунгарийский диалекты.
Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до р. Ботчи на юге. В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного (нивхские, айнские и др.), так и эвенкийского и др. В результате сложились пять территориальных групп: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская.
Издавна предки современных орочей и нынешние представители этого народа были превосходными охотниками и рыболовами. Огнестрельное оружие появилось в краю орочей лишь в XIX веке, но это не мешало им много веков охотиться на медведя, кабаргу, лося и пушного зверя.
С помощью лука и стрел, всевозможных ловушек местные охотники добывали пушнину, которую со временем стали менять на ценные товары у русских купцов, что стали часто бывать на Дальнем Востоке.
Немало племён орочей в древности поклонялись священным животным – медведю, тигру, которых считали своими прародителями. Не менее могущественным созданием считалась и касатка, которую моряки и рыболовы называли властелином всех рыб.
Особенное отношение в старинной культуре орочей заметно и по отношению к луне. Народ верил, что это светило представляет собой два царства, на одном из которых властвует Хозяин медведей. А на другом – Хозяин тигров. Жены этих верховных правителей вскармливали своим молоком души умерших людей или животных, чтобы те могли возвратиться на землю.
Одним из самых распространённых обычаев орочей стал “люлечный сговор”. Родители сговаривались о будущей свадьбе детей, когда те находились ещё в колыбели. Такой вариант помогал породниться двум семьям, представители которых были дружны. Кроме того, достаточно популярным было умыкание невесты (особенно, если жених не мог заплатить запрашиваемый её родственниками калым). Также семьи могли обменяться сёстрами.
В древности орочи практиковали обряд воздушного погребения.
Год у них делился на месяцы, соответствовавшие природным явлениям и промысловым занятиям:
гуси биани — «месяц прилёта орла»;
туа — «месяц ворона»;
зонка — «месяц, когда течёт с крыши»;
илакта биани — «месяц цветов»;
нада биани — «жаркий месяц» (7-й);
омо хукканку ини — «первый месяц охоты с петлями»;
амукин хукканкини — «последний период охоты с петлями»;
мийэ — «месяц плеча»;
ичэ — «новый месяц» — январь.
Вот такой любопытный народ.
Приятного времени суток.
|
</> |