Малые северные народы. Энцы
id77 — 31.03.2023 Здравствуйте уважаемые.В прошлый раз говорили о ненцах:https://id77.livejournal.com/4940602.html, ну а сегодня несколько слов стоит сказать о самой малочисленной группе самодийских народов - об энцах. К сожалению, вымирающий народ. Их осталось около 2 сотен всего...Большинство проживает в Красноярском крае.
Раньше их официально называли енисейскими самоедами, хотя самоназвание народа - эньчо, могади, пэбай. Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Первое упоминание о народности относится к XV веку. Позже энцы расселились в низовьях Енисея.
Подразделялись на две этнические группы. Тундровые энцы (хантайские самоеды) жили на самом севере сельского поселения Караул. К ним относится основная часть энцев с самоназванием «сомату». Лесные энцы (карасинские самоеды) проживали в поселках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам, Воронцово). В этой группе сконцентрирована основная часть энцев с самоназванием «пэбай».
Материальная и духовная культура тундровых энцев практически не отличается от нганасанской. Сильное влияние на жизнь и традиции лесных энцев оказали и ненцы, проживающие неподалеку.
В начале 20 века народность подверглась ассимиляции ненцами и нганасанами, но смогла противостоять полному слиянию и поглощению, несмотря на свою малочисленность, сохранила язык, обычаи, культуру.
На протяжении долгого времени энецкий был бесписьменным. В 1986 году ученым лингвистом Н. Терещенко был опубликован проект первого алфавита, созданного на основе лесного диалекта. Официально он не принят, но используется в изданиях фольклорных текстов, энецких публикациях газеты «Таймыр». На энецком алфавите выпущено три книги, одна из которых — русско-энецкий словарь для школьников.
С 2012 года начал реализовываться проект по возрождению языка. В селе Потапово открылась группа, где проводится изучение энецкого. Обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке.
Основу хозяйственного уклада энцев составляют домашнее оленеводство, охота на дикого оленя, пушной промысел и рыболовство. При охоте на оленя энцы применяли лук и ловушки с сетями, при добыче пушного зверя они применяли «пасти» — ловушки давящего типа.
Основное жилище энцев — конический чум, близкий к ненецкому, но отличавшийся меньшими размерами покрытия-нюка. Зимним жилищем служил нартяной чум — близкий по конструкции к долганскому, но имевший дверь с левой стороны.
Традиционный комплекс одежды энцев у двух этнотерриториальных групп различается: у лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда, а у тундровых энцев комплекс одежды являлся более сходным с нганасанским: в основе лежала парка (глухая у мужчин и распашная у женщин), состоявшей из двух шуб — нижней (с мехом наружу, доходившей до колен) и верхней (с мехом внутрь и более длинной); обе шубы шили из оленьих шкур, а по подолу делали оторочку из собачьего меха. Мужскую парку дополняли штанами, а женскую — комбинезоном. В настоящее время энецкая одежда полностью вышла из употребления.
Фольклор энцев состоял из двух жанров: деричу и сюдбичу. Деричу имеет корень, от которого образованы такие слова как «говорить, рассказывать, известие, весть», и к этому жанру относятся рассказы о прошлом, мифы, сказки, легенды, исторические предания, рассказы о жизни первых полуоседлых охотников на диких оленей. Сюдбичу — это большие эпические произведения о богатырях-оленеводах, которые странствуют в поисках богатства и жены, сражаются с врагами, в том числе с великанами-людоедами.
Хотя лесные энцы официально были обращены в православие, у обеих групп энцев сохранялись культ явлений природы и поклонение местным духам-хозяевам, которым приносили жертвы. В пантеоне главенствующее место занимали Дюба-нга (давший людям оленей) и его мать Дя-меню («мать земли»).
У энцев культ ребенка. При рождении ребенку дают прозвище, связанное с обстоятельствами его рождения или внешностью. После совершеннолетия прозвище заменяют на имя, данное в честь кого-то из близких родственников.
Один из основных праздников энцев знаменует окончание полярной ночи. Обычно он припадал на конец января или начало февраля. Именно в этот период зимнее солнце снова появлялось на небосводе после долгого отсутствия. Праздник проходил в так называемой «чистой чуме», где шаманы безустанно читали песнопения в течение нескольких дней. Под сопровождение звуков бубна шамана молодые люди исполняли древние танцы и играли в различные забавы возле чистого шатра.
Для церемониальных целей порой строились туннели, которые называли «каменными воротами» — возле них шаманы проводили свои ритуалы. Каждый житель кочевого стойбища был обязан трижды пройти за шаманом через каменные ворота, чтобы привлечь благополучие и достаток в общину в будущем году.
Приятного времени суток.
|
</> |