Малер@Осипов...
kalakazo — 30.08.2018 Кто о чем, а Аркадий Малер - о "еретике-профессоре":"Заблуждения А.И.Осипова на канале "Спас"
После того, как Синодальная библейско-богословская комиссия в 2016 году в специальном «Заключении» опровергла пять догматических заблуждений профессора А.И.Осипова, причем, одно из них, а именно его евхаристическое учение, уже было осуждено комиссией еще в 2007 году, можно было надеяться, что заслуженный профессор МДА даст развернутое объяснение своим позициям, или, по крайней мере, перестанет их проповедовать. Вместо этого Осипов выступил с довольно хамским заявлением в отношении СББК перед послушно-молчаливой студенческой аудиторией, где только повторил свои прежние поверхностные аргументы, как будто контраргументов самого СББК для него не существовало. Теперь же в программе «Парсуна» на церковном телеканале «Спас» Осипов, как ни в чем ни бывало, продолжил проповедовать свои взгляды (см. с 15 мин.55 сек):
https://youtu.be/uXb5OBc3SKA?t=948
“В 1453 году пала Византия и греки где учились потом? – все поехали на Запад, и поэтому видим даже такие вещи, такие вещи, Вы знаете, в «Послании Восточных Патриархов», как, например, ну, приведу пример: поскольку человеку необходимо причащаться Тела и Крови, но человеку противоестественно вкушение невареного мяса, то Бог предлагает это под видом хлеба и вина! Ужас какой, оказывается! И это послание кого! Или… там много моментов, но просто самые яркие: некрещеные младенцы погибнут! А то, что Христос сказал «Таковых есть Царство Небесное» видимо это им… куда-то исчезло, и погибнут – почему? – потому что сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». А суть-то о чем? Кто не имеет веры! Кто! – человек и принимает крещение без веры, о! - тогда будет осужден действительно, а кто веру имеет и крестится – да, а кто не имеет веры, и по форме, по традиции принимает крещение, осужден будет, еще бы! Как без веры, разве можно? Вот такие вещи представьте себе – некрещеные младенцы погибнут! Вопреки Евангелию!”.
Я понимаю, что для большинства восторженных комментаторов этой программы Осипов – это такое “окно в Церковь”, как для кого-то когда-то был Ориген или Тертуллиан, и каковым для многих оказался пока еще протодиакон Андрей Кураев, и поэтому все, что он скажет, для этих людей не подлежит сомнению, тем более что человекугодническое богословствование всегда будет популярнее, чем само православное вероучение, а специально читать Библию и отцов Церкви готовы далеко не все. Но меня все-таки удивляет сам профессор, который имел все возможности разобраться в соответствующих вопросах и хотя бы прекратить повторять прежние заблуждения, а не отстаивать их в программе церковного телеканала.
Для тех, кто совсем вне темы:
1.Рассуждения про “невареное мясо” можно было бы встретить в иных богословских текстах, но именно в «Послании Восточных Патриархов» этих слов нет. Причем Осипов не уточняет, какое именно «Послание» имеется в виду, хотя их было два – 1723 года и 1848 года, но в каждом из них ни о каком “невареном мясе” речи не идет. Очень странно, мягко говоря, что “заслуженный профессор Московской Духовной Академии” приписывает столь значимому вероучительному документу несуществующие там слова.
2. В подтверждение своего мнения о том, что для спасения ребенка крещение не обязательно, Осипов приводит известные слова Христа: “Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное” (Мф 19:14).
Но из этих слов Христа никак не следует, что пришедшие к Нему дети уже спасены в Царствие Небесное. Комментируя этот фрагмент Евангелия, свт.Епифаний Латинский (+496) пишет: “Господь и учит нас тому, что такими, какими они являются даром их естества, мы должны стать из страха Божьего, через праведность жизни и любовь к Царству Небесному. Пока мы не станем чужды ко всякому греху, словно малые дети, мы не сможем прийти к Спасителю”. То есть эти дети еще не знают греха – и именно поэтому нужно быть как дети (ср. Мф 18:3-4), но из этого не следует, что их природа не склонна ко греху и они не нуждаются в крещении. Отдельно замечу, что из этого также не следует, что нужно быть детьми по уму: "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, но по уму будьте совершеннолетни" (1 Кор 14:20). Также экзегет Евфимий Зигабен (+1118) и блж.Феофилакт Охридский (+1107) пишут: Христос “не сказал “этих”, но “таковых”, то есть не сами эти дети уже спасены в Царствие Божие, а такие, как эти дети. В противном случае, если все дети от рождения уже святые, то их совершенно не обязательно крестить – именно этот логический вывод следует из учения Осипова.
3. В качестве основного контраргумента своих оппонентов Осипов приводит последнюю заповедь Христа, которую имеет смысл процитировать полностью: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк 16:16)”. Это одна из самых знаменитых цитат всей Библии, недвусмысленно указывающая на невозможность спасения вне крещения, и только Осипов мог извратить ее смысл до совершенно необязательной оговорки, “кто не будет веровать, но крестится.” И это далеко не единственные слова Господа, подтверждающие невозможность спасения без крещения: “истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (Ин 3:3), “истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин 3:5). Следовательно, все некрещеные люди (за единственным исключением мученического крещения кровью), независимо от возраста и любых иных признаков, не спасаются. В противном случае для спасения совершенно не обязательно креститься и воцерковляться, а достаточно быть просто “хорошим человеком” в нашем субъективном понимании – именно этот логический вывод следует из учения Осипова.
Я понимаю также, что для очень многих людей и, что особенно печально, даже для очень многих, вроде бы верующих христиан, все эти вопросы и ссылки могут показаться совершенно отвлеченными и надуманными. Но проблема в том, что христианство – это не наши сентиментальные переживания и произвольные представления о христианстве, а конкретное мировоззрение, изложенное в конкретных текстах, и наши убеждения либо соответствуют этому мировоззрению, либо нет. И если сегодня этого не понимает даже профессор апологетики в Духовной Академии и упорно распространяет это непонимание вокруг себя, игнорируя любые дискуссии и используя свое положение, то чего же тогда ждать от рядовых прихожан."
отсюда
|
</> |