Маленький злой крейсер - расчеты
stvolar — 30.10.2025
Сегодня рассмотрим предметнее предложенный вчера броненосный
крейсер проекта «МЗК-1899». На предмет чего там у него «унутре»

За красивую картинку традиционное уже спасибо уважаемому коллеге l_69_l.
Его визуальный прототип по данным В.Ю.Грибовского и И.И.Черникова имел следующие характеристики:

У предложенного же альт-корабля в сравнении с ним:
- проектное водоизмещение увеличено с 5985 тонн до 6500 тонн;
- проектная мощность машин увеличена с 7000 л.с. до 11500 л.с. (двухвальная установка с 12-ю котлами Ярроу и машинами, аналогичными установленным на крейсерах типа «Жемчуг»);
- проектная скорость увеличена с 16,0 до 19,0 узлов;
- длина по ватерлинии осталась неизменной (340 футов или 103,63 м);
- ширина уменьшена с 18,0 м до 56 футов или 17,07 м (ширина реального корабля в значительной степени была обусловлена расположением по миделю двух одноорудийных башен ГК, а их ликвидация в альтернативе позволяет придать корпусу более оптимальные обводы для достижения требуемой проектной скорости);
- осадка для размещения более мощных машин полностью под главной броневой палубой увеличена с 5,2 м до 18 футов 6 дюймов или 5,64 м.
А теперь поговорим об изменениях в составе нагрузки в сравнении с прототипом (тонны везде – английские):
- увеличение проектного водоизмещения в альт-проекте – плюс 515 тонн;
- масса корпуса с учетом уменьшения ширины альт-корабля при увеличении осадки принимается неизменной;
- масса минных (торпедных) аппаратов (4-450-мм вместо 6-381-мм) и торпед к ним принимается в расчетах неизменной;
- бронирование пояса по ватерлинии (от от 178 до 102 мм), башен пушек 203х45 (152 мм), нижней броневой палубы (50,8 мм) остается неизменным;
- бронирование боевой рубки (не указано) принимается равным 178 мм (бок)/50,8 мм (крыша и пол)/102 мм (коммуникационная труба) и остается неизменным;
- снятие двух средних одноорудийных башен пушек 203х45 с броней, орудиями, боезапасом, принадлежностями и подкреплениями (при этом станки орудий и броня учитываются в общей массе башен; сами орудия (стволы), принадлежности и боезапас считаются вместе) – 2х(150,0+29,59+20)=399,18 тонны;
- замена КМУ с 12-ю котлами Бельвиля с экономайзерами (875 тонн) на КМУ с 2-мя машинами и 12-ю котлами Ярроу от «Жемчуга» (вся силовая установки «Жемчуга» – 3 машины и 16 котлов Ярроу – весила 799 тонн; масса предложенной для альт-корабля КМУ принимается равной примерно 600 тоннам) – 875-600=275 тонн;
- снятие 4-х 47-мм пушек с боезапасом, принадлежностями, элеваторами боезапаса и оборудованием погребов – около 17,82 тонны;
- снятие бортового и траверзного 76,2-мм бронирования каземата 75-мм орудий и его броневой крыши (судя по изображению, данный каземат имел длину около 82 футов и высоту двух межпалубных пространств (около 15 футов), между броневой и верхней палубой прикрывая собой элеваторы боезапаса и дымоходы, а между верхней палубой и палубой полубака – собственно батарею 75-мм орудий; вероятно, защита его крыши по уровню палубы полубака имела толщину в 1 дюйм – 25,4 мм) – около 230+83=313 тонн.
Таким образом, совокупно добавлено/высвобождено около 1520 тонн.
При этом требуется установить:
- 8 орудий 152х45 на центральном штыре с боезапасом, принадлежностями, подкреплениями, элеваторами боезапаса, оборудованием погребов и казематными броневыми щитами толщиной 63,5 мм – 8х(26,05+4+6,45+1)=300 тонн;
- бронирование верхнего пояса (высота 7 футов 6 дюймов или 2,29 м; центральная часть с угловыми траверзами, примыкающими к барбетам ГК (55 %) – 152 мм; оконечности (45 %; в корме обеспечивают броневое прикрытие 75-мм орудий) – 76,2 мм) – около 495 тонн;
- бронирование полубака (высота 7 футов 6 дюймов или 2,29 м; центральная часть с траверзами (в носу – угловыми, примыкающими к носовому барбету ГК) (40 %) – 127 мм; носовая оконечность (20 %; обеспечивает броневое прикрытие 75-мм орудий) – 76,2 мм) – около 295 тонн;
- верхняя палуба в корме (40 %) и палуба полубака (60 %) (25,4 мм) (крыши казематов орудий 152х45 и 75х50) – около 230 тонн.
Итого – около 1320 тонн.
Таким образом, с учетом ранее добавленных/высвобожденных грузов (около 1520 тонн) получается в итоге остаток около 200 тонн.
Данный остаток предлагается пустить на увеличение запаса угля. Для корабля-прототипа его значение не приводилось, но, учитывая ближайший русский аналог по размерам и назначению в лице «Гангута», можно предположить, что его проектный нормальный запас составлял около 400-450 тонн. С учетом добавки в 200 тонн усредненное значение проектного нормального запаса угля на альт-корабле составит 625 тонн.
Резюмируя – при предложенном подходе и заявленном водоизмещении получаем в итоге действительно такой себе «маленький злой крейсер» с минимально приемлемой мореходностью, скоростью (есть надежда, что на испытаниях он попытается приблизиться к 20 узлам) и дальностью плавания для кораблей данного класса и рассматриваемого периода, но зато с полностью бронированным надводным бортом. Против японских фугасов – самое оно, как мне кажется…
С уважением. Стволяр.
|
|
</> |
Рублевые вклады с повышенной ставкой: как новым клиентам получить максимальный доход
Россия. Хабаровск. Часть 1. Август 2021
Все было придумано до нас
Поездка в Китай. ч11: Авиашоу Наньчан день 1 ч9: L-15 и Red Eagle.
Пара карт
79 лет Мартину Барру
RCH155 сталкивается с конкуренцией в Италии.
«Начинали с двух коробок пластилина»: как появился Иж-2715 и почему его не
Осень в Патриаршем саду

