Маленькая страна

![KINGS OF ADIABENE. Monobazos I Bazaios, â circa 33/34-36 AD. Dichalkon (Copper, 17 mm, 5.16 g, 12 h), SE 338 = AD 26/7. [BAΣIÎÎΩΣ] MONOBAZO[Y] Draped half-length bust of Monobazos I to right, wearing long beard and four-pointed tiara tied with a diadem. Rev. H - ÎT Grain ear; all within laurel wreath. Aufhäuser 7 (1990), 289 (same obverse die) = D. Hendin: Monobaz I founded a great Jewish Family, in: The Celator, January 1991, 34 = A. Luther: Das Königreich Adiabene zwischen Parthern und Römern, in: E. Baltrusch and J. Winkler KINGS OF ADIABENE. Monobazos I Bazaios, â circa 33/34-36 AD. Dichalkon (Copper, 17 mm, 5.16 g, 12 h), SE 338 = AD 26/7. [BAΣIÎÎΩΣ] MONOBAZO[Y] Draped half-length bust of Monobazos I to right, wearing long beard and four-pointed tiara tied with a diadem. Rev. H - ÎT Grain ear; all within laurel wreath. Aufhäuser 7 (1990), 289 (same obverse die) = D. Hendin: Monobaz I founded a great Jewish Family, in: The Celator, January 1991, 34 = A. Luther: Das Königreich Adiabene zwischen Parthern und Römern, in: E. Baltrusch and J. Winkler](/images/main/malenkaya-strana-9878cd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/shlomo_zimerman/95877813/430309/430309_800.jpg)
Адиабена была небольшим царством, расположенным между Верхним и Нижним Забом (Ликус и Капрус), двумя притоками верхнего течения Тигра. Мало что известно о его истории до правления Монобаза I Базая († около 33/4-36 н. э.) и до появления монеты с его именем (сейчас в Государственном собрании монет в Мюнхене). Цари Адиабены, как известно, практически не выпускали собственных монет.
Монобаз I правил Адиабеной в первые десятилетия I в. н. э., он был современником Тиберия и основателем новой династии, которая фактически стала преемницей армянских царей в качестве ведущей региональной державы и буфером между сверхдержавами Римом и Парфией. В этом отношении поразительное принятие тиары в армянском стиле в царскую иконографию Адиабены было умным пропагандистским ходом: оно представляло Адиабену как новую державу, с которой нужно считаться, и приводило ее династию в соответствие с армянскими традициями. Однако наиболее примечательным в Монобазе I является его тесная связь с еврейской историей: он был братом и первым мужем знаменитой царицы Елены Адиабенской, жизнь и деяния которой мы довольно хорошо знаем из Иосифа Флавия и Талмуда.
Неясно, в какой момент Елена обратилась в иудаизм, это могло произойти в начале 30-х годов, но Иосиф Флавий указывает, что она, возможно, обратилась еще в 18 году нашей эры. Монобаз I, с другой стороны, никогда не обращался в эту религию, но оба его сына и преемники Изат и Монобаз II стали иудеями, и в середине 40-х годов, спустя десятилетие после смерти ее мужа-брата, Елена отправилась в Иерусалим. Талмуд сообщает, что она была настолько впечатлена Иерусалимским храмом, что пожертвовала золотую люстру для дверей внутреннего храма, чтобы «когда взошло солнце, искры света исходили от люстры, которая была отполирована, и все знали, что пришло время читать Шма».
По словам Иосифа Флавия, который был современником Елены, царица также предоставила средства на закупку зерна из Египта и Кипра для борьбы с голодом, который в то время поразил Палестину — деяние, которое Талмуд, напротив, приписывает ее мужу Монобазу I. Через несколько лет после ее визита в храм Елена умерла, и ее сын Монобаз II похоронил ее в гробнице в Иерусалиме: в одной из знаменитых Гробниц царей, где ее саркофаг был найден около 1900 лет спустя французским археологом Фелисьеном де Сольси (сейчас он выставлен в Музее Израиля). Царская семья Адиабены продолжала поддерживать тесные отношения с евреями в Палестине на протяжении всего I века, и Иосиф Флавий сообщает, что он переписывался с Монобазом II во время Иудейской войны 66-70 годов, в то время как двое родственников царя даже сражались на стороне евреев против римлян.