"Мальчик в голубом" приехал домой на побывку.
mi_ta_pe — 19.02.2022 В 1770 году английский художник Томас Гейнсборо написал портрет мальчика, одетого в роскошный атласный костюм голубого цвета. Художник представил картину лондонской Королевской академии художеств, назвав её "Портретом молодого джентльмена". Картина сразу же вызвала ажиотаж своей необычностью. В те времена в живописи отдавали предпочтение теплым красным тонам в стиле флорентийских художников, а на картине Гейнсборо на передний план вышел интенсивный ярко-синий цвет берлинской лазури вместе с зеленым цветом для прохладного оттенка. По этой причине в 1798 году общественность окрестила картину "Голубым мальчиком".Гейнсборо Томас. Мальчик в голубом. 1770. Холст, масло, 177,8 х 112,1.
Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США
О том, какой мальчик позировал художнику и кто был заказчиком портрета, не было никаких сведений. Предположили, что им был Джонатан Баттел (Баттл), сын богатого торговца железом и скобяными товарами, близкого друга Гейнсборо. Настолько близкого, что художник попросил Баттела присутствовать на своих похоронах, куда по его желанию был приглашен только узкий круг близких друзей.
Портрет Джонатана находился в семье Баттелов 26 лет, но в 1796 году Баттел разорился, и портрет пришлось продать "с молотка". Портрет сменил нескольких владельцев, а в 1809 году картина стала собственностью семейства герцога Вестминстерского.
В 1921 году герцог продал картину (через арт-дилера Джозефа Давина) американскому "железнодорожному королю" Генри Хантингтону за очень высокую по тем временам сумму - 728 тысяч долларов (около 10 млн. долларов в пересчете на нынешние деньги).
Британская общественность восприняла продажу картины, как национальную трагедию. В те годы в Англии не существовало закона, препятствующего вывозу из страны художественных ценностей, поэтому "Мальчик в голубом" в буквальном смысле уплыл в Америку. Даже король Георг V не мог препятствовать продаже, ибо портрет был частной собственностью герцога Вестминстерского.
Купленная Хантингтоном картина Гейнсборо была не в лучшем состоянии: нанесённый на полотно толстый слой лака задерживал на себе грязь, которая ухудшила изображение. По словам арт-дилера Дювина картина была "серой от грязи". Провели быструю реставрацию, занявшую всего пять дней.
Перед отъездом картину на три недели выставили в лондонской Национальной галерее. Посмотреть и проститься с ней пришли 90 тысяч человек. Картину назвали "самой красивой в мире". Директор галереи Чарльз Холмс написал на обратной стороне холста прощальные слова: "Au Revoir, C.H".
По прибытии в Америку картина снова подверглась реставрации, и в 1928 году её выставили для всеобщего обозрения в библиотеке открывшегося Хантингтонского музея, и вместе с картиной Томаса Лоренса "Портрет Сары Баррет Моултон" "Мальчик в голубом" стал жемчужиной живописной коллекции молодого музея.
Шедевр Гейнсборо не покидал стены Хантингтонской галереи 100 лет, но сейчас временно вернулся в Англию, чтобы период с 25 января по 15 мая 2022 года провести в Лондонской национальной галерее.
Этой временной выставке предшествовала тщательная реставрация, занявшая полтора года. За сто лет картину неоднократно покрывали слоями лака, что сделало изображение тусклым, а некоторые детали незаметными. К тому же в некоторых местах приподнялись слои краски и нарушилась связь грунта с холстом.
В рамках реставрационного проекта Project Blue Boy реставрация картины завершилась успешно.
Одновременно с реставрацией проводилось изучение картины с целью уточнить процесс её создания и узнать какими материалами пользовался Гейнсборо при написании "Мальчика в голубом". Для этого использовались оптический микроскоп, цифровая рентгеновская рентгенография, инфракрасная рефлектография, ультрафиолетовый и рентгеновский флуоресценцентный анализ.
Так что, ждём-с об этом дополнительных публикаций.
|
</> |