Мальчик с дудочкой тростниковой
jenya444 — 23.09.2023
У Галича есть известные стихи 1972 года, довольно сильные.
От беды моей пустяковой
(Хоть не прошен и не в чести),
Мальчик с дудочкой тростниковой,
Постарайся меня спасти!
Сатанея от мелких каверз,
Пересудов и глупых ссор,
О тебе я не помнил, каюсь,
И не звал тебя до сих пор.
И, как все горожане грешен,
Не искал я твой детский след,
Не умел замечать скворешен
И не помнил, как пахнет свет.
...Свет ложился на подоконник,
Затевал на полу возню,
Он - охальник и беззаконник -
Забирался под простыню.
Разливался, пропахший светом,
Голос дудочки в тишине...
Только я позабыл об этом
Навсегда, как казалось мне.
В жизни глупой и бестолковой,
Постоянно сбиваясь с ног,
Пенье дудочки тростниковой
Я сквозь шум различить не смог.
Но однажды, в дубовой ложе,
Я, поставленный на правеж,
Вдруг такие увидел рожи -
Пострашней балаганьих рож!
Не медведи, не львы, не лисы,
Не кикимора и сова, -
Были лица - почти как лица,
И почти как слова - слова.
За квадратным столом, по кругу,
В ореоле моей вины,
Все твердили они друг другу,
Что они друг другу верны!
И тогда, как свеча в потемки,
Вдруг из дальних приплыл годов
Звук пленительный и негромкий
Тростниковых твоих ладов.
И отвесив, я думал, - дерзкий,
А на деле смешной поклон,
Я под наигрыш этот детский
Улыбнулся и вышел вон.
В жизни прежней и жизни новой
Навсегда, до конца пути,
Мальчик с дудочкой тростниковой,
Постарайся меня спасти!
Мне всегда было интересно, что это за мальчик. Девушка с дудочкой
тростниковой была бы понятнее. У Ахматовой есть сборник "Тростник"
и в нём стихотворение про музу
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Спасаясь от преследовавшего её Пана, девушка Сиринга
превратилась в болотный тростник, а потом из этого тростника Пан
изготовил многоствольную флейту и назвал её сирингой. Эвтерпа, муза
лирической поэзии и музыки, часто изображается с сирингой в руках.
Её прихода и ждёт лирическая героиня Ахматовой. Пишут, что по
Ахматовой, поэт и есть тот самый "звучащий тростник",
("тростниковая дудочка"), который, несмотря на свою физическую
смерть, продолжает жить в Слове.
А тут я наткнулся на отрывок из "Люди. Годы. Жизнь" Эренбурга.
Это воспоминания о Переце Маркише, о котором и у Галича есть
сильный отрывок (см. первый коммент).
" ... Проходя мимо «Ротонды», я увидел на террасе
знакомое лицо: это был поэт Перец Маркиш, которого я знал по Киеву.
Его трудно было не заметить: красивое, вдохновенное лицо выделялось
в любой среде. Б. А. Лавренев уверял, что Маркиш походил на
портреты Байрона. Может быть. А может быть, просто на тот облик
романтического поэта, который остался в нашем представлении от
сотен холстов или рисунков, от строк поэм, от воздуха другой эпохи.
Романтиком Маркиш был не только в стихах; романтически вились его
волосы, романтически была поставлена голова на стройной шее (он не
любил галстуков и ходил всегда с расстегнутым воротничком); да и
юношеский облик, который он сохранил до смерти, был тоже
романтическим.
За его столиком сидели еврейский писатель из Польши
Варшавский и художник, фамилию которого я забыл. Варшавского я знал
по роману «Контрабандисты», переведенному на различные языки; он
был застенчивым, мало разговаривал. Художник, напротив, не замолкая
говорил о выставках, о критиках, о том, как трудно прожить в
Париже,- он был бессарабцем, незадолго до того приехал во Францию,
работал как маляр, а в свободные часы писал пейзажи. Не то
Варшавский, не то художник рассказал историю о дудочке. Это была
хасидская легенда (хасиды - мистическая и бунтарская секта,
восставшая в XVIII веке против раввинов и богачей-лицемеров).
Легенду я запомнил и включил потом в мою книгу «Бурная жизнь Лазика
Ройтшванеца»; книга эта малоизвестна, и я перескажу
историю.
В одном из местечек Волыни был знаменитый цадик - так
называли хасиды подлинных праведников. В местечке, как и повсюду,
были богачи, дававшие деньги в рост, домовладельцы, купцы, были
люди, мечтавшие правдой и неправдой разбогатеть; словом,
неправедных было вдоволь. Настал Судный день, когда, по верованиям
религиозных евреев, Бог судит людей и определяет их дальнейшую
судьбу. В Судный день они не едят, не пьют, пока не покажется
вечерняя звезда и раввин не отпустит их из синагоги. В тот день в
синагоге стояла тяжелая тишина. По лицу цадика люди видели, что Бог
рассержен злыми делами обитателей местечка; не показывалась звезда;
все ждали сурового приговора. Цадик просил Бога отпустить людям
грехи, но Бог прикидывался глухим. Вдруг тишину нарушила маленькая
дудочка. Среди бедноты, стоявшей позади, был портной с пятилетним
сынишкой. Мальчику надоели молитвы, и он вспомнил, что у него в
кармане грошовая дудочка, которую ему купил накануне отец. Все
накинулись на портного: вот за такие выходки Господь покарает
местечко!.. Но цадик увидел, что суровый Бог не выдержал и
улыбнулся.
Вот и вся легенда. Она взволновала Маркиша, он
воскликнул: «Да это об искусстве!..» Потом мы встали, пошли по
домам. Маркиш довел меня до угла и неожиданно (мы говорили о чем-то
другом) сказал: «Но сейчас, мало дудочки, сейчас нужна труба
Маяковского…»
Мне кажется, что в этой фразе было объяснение многих трудных лет
его жизни. Он не был создан ни для громких призывов, ни для
эпических поэм, был поэтом с дудочкой, издававшей чистые,
пронзительные звуки. Но воображаемого бога, способного улыбнуться,
не оказалось, а век был шумным, и уши людей порой не различали
музыки. ..."
Маленькая дудочка из притчи это игрушечный шофар, в который
дудят на еврейский новый год, а мальчик притащил в синагогу недавно
подаренную ему дудочку и в Йом Кипур. Так что стихи Галича и об
искусстве (трактовка Маркиша), но не только об искусстве. Пользуясь
случаем, желаю всем хорошего нового года, гмар хатима
това.