Малая авиация. Полет на АН-2
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Есть в Архангельске предприятие с чудесным названием ОАО "2 АОАО", то есть 2-й Архангельский объединенный авиаотряд. С кем он объединенный, я так и не узнал, зато накушался прелестей нашего провинциального сервиса по самое не балуйся. Например, забронированный за 3 недели и выкупленный за неделю вперед билет не значит ровным счетом ничего. Даже при его наличии вас сначала могут посадить в самолет, а потом выгнать вон, объяснив это отсутствием места и предложив улететь следующим рейсом через три (!) дня. Да и вообще достать билет на некоторые направления - очень большая проблема, которую можно решить только благодаря хорошему знакомству. Либо приезжать перед самым вылетом и надеяться, что наберется еще кучка страждущих улететь, и для них организуют дополнительный рейс.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6506/80069289.11/0_8536e_7e9385e1_orig.jpg)
Подлетаем к деревне Лопшеньга
АН-2 очень интересный самолет. Здесь нет никаких автопилотов и прочих радостей современной авиации. Все 13 пассажиров находятся в руках двух пилотов, которые почти все время полета дергают какие-то рычажки, щелкают тумблерами и держатся за штурвал.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/80069289.11/0_85375_c8f1ae7_orig.jpg)
Полет проходит на высоте около 400 метров, хотя практический потолок для этого самолета в 11 раз больше, но на этой высоте пришлось бы уже раздавать пассажирам маски и тулупы.
Я предлагаю вам пролететь маршрутом Архангельск - Пертоминск - Лопшеньга - Летняя Золотица и обратно и посмотреть на местные "аэропорты" и сам АН-2 снаружи и изнутри.
Официально этот красавец носит название "поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом" и был запущен в производство в 1947 году. До появления самолёта АН-3 он был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации. Хоть я и не нашел этому подтверждения, по словам одного пилота и начальника бывшего аэропорта г. Онега, рекорд высоты на АН-2 составляет 13000 метров, но на специальной обогащенной топливной смеси.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/80069289.11/0_8536b_d62943ba_orig.jpg)
Вот так сверху выглядят непроходимые болота, которые отмечаются на карте длинными штрихами.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/80069289.11/0_85362_ad745e2b_orig.jpg)
Если повезет с погодой, как мне один раз из четырех перелетов, то полет превращается в очень красивую прогулку. Расчалочное крыло во всей красе.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6606/80069289.11/0_85367_a8eb2f09_orig.jpg)
Пассажиры снимают полет. Это не очень просто, так как старое поцарапанное стекло сильно бликует, а местами просто мутное. Для съемок нужно изворачиваться, поскольку сидеть приходится спиной к иллюминаторам.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6606/80069289.11/0_85366_83ece69c_orig.jpg)
Летим со скоростью 170 км\ч, температура за бортом почти 20 градусов. Полетный час этого полувекового старичка стоит 42 тысячи рублей.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6608/80069289.11/0_85363_a17d47ad_orig.jpg)
А вот так выглядит сам салон самолета. Дверь в кабину пилотов не закрывается. Багаж едет тут же. Половина пассажиров уже вышла, а до этого кое-кто даже не мог опустить ноги вниз из-за коборок и сумок в проходе.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6408/80069289.11/0_85372_9c6fb5bb_orig.jpg)
На подлете к Пертоминску самолет делает вираж.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6506/80069289.11/0_85369_27bb04c4_orig.jpg)
Аэропорт в Пертоминске. Короткая остановка, чтобы забрать груз, и снова поднимаемся в небо, летим дальше в Лопшеньгу.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/80069289.11/0_8536a_cf8c5ce_orig.jpg)
Типичный берег в этих местах. Песчаные дюны, отвоевывающие место у леса и болот. Машины здесь иногда ездят, но прямо по песку близко к воде, там он плотнее. А для преодоления рек приходится забираться вглубь леса.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/80069289.11/0_85368_4b352357_orig.jpg)
Очень симпатичная деревня Яреньга. Сюда самолеты не летают, я до нее потом специально дошел пешком из Лопшеньги по берегу моря около 20 км.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6606/80069289.11/0_8536c_1e34854a_orig.jpg)
Перед посадкой в Лопшеньге снова делаем вираж над морем.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6507/80069289.11/0_8536f_4b1c51d0_orig.jpg)
Вот оно - Белое море сверху. В такую погоду не очень-то белое :)
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/80069289.11/0_85370_3f2276fd_orig.jpg)
После непродолжительной посадки в Лопшеньге летим в конечную точку маршрута - Летнюю Золотицу. Пассажиров осталось совсем мало.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6506/80069289.11/0_85374_f33a873e_orig.jpg)
Снова заглянем к пилотам. Они уже готовятся к посадке, опять дергают рычажки и ручки.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/80069289.11/0_85376_19108171_orig.jpg)
В Летней Золотице самолет встречает пол-деревни. Кстати, никакого трапа нет и в помине, женщину с костылями затаскивали в самолет всем миром.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/80069289.11/0_85377_15c0ed80_orig.jpg)
В Летней Золотице самолет стоит недолго. Выгрузились-погрузились и обратно. Поэтому если самолет прилетел на полчаса раньше, то на эти же полчаса раньше и улетит. Мало ли что у вас написано в билете.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6605/80069289.11/0_85378_e3f3723c_orig.jpg)
Быстрая погрузка - и назад в Архангельск. До следующего самолета теперь 3 дня. Бывает и хуже, в некоторые деревни они летают только раз в неделю.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/80069289.11/0_85379_a4dc6711_orig.jpg)
Аэропорт в Летней Золотице. На переднем плане - туалет. На заднем - неудачно приземлившийся месяц назад самолет и смявший в гармошку одно крыло. Вы что-нибудь слышали об этой аварии? Сколько таких было тут? К счастью, никто не пострадал.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/80069289.11/0_8537a_8f04ee0a_orig.jpg)
Взлетно-посадочная полоса. В дождь она сплошь покрыта огромными лужами, из которых при посадке самолет поднимает тучу брызг.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6504/80069289.11/0_8537b_4cfc8abb_orig.jpg)
Так получилось, что из Летней Золотицы я не смог улететь вовремя. После красивого заката, который я снимал до часу ночи, утро меня встретило ливнем и гнущимися к земле от шквального ветра деревьями. Но поскольку сразу рейс не отменили, а лишь откладывали то на час, то на полчаса, а с базы, где я остановился, связи с начальницей площадки не было, я выпросил ключи от аэропортовой избушки и обосновался в зале ожидания.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/80069289.11/0_85381_14524c77_orig.jpg)
Вот здесь мне предстояло провести 6 томительных часов.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6605/80069289.11/0_85382_b478e240_orig.jpg)
Долгих, нудных, скучных часов. Без термоса чая и поморского бальзама было бы совсем тоскливо.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/80069289.11/0_85383_52d45e1c_orig.jpg)
Ну а поскольку просто так сидеть было скучно, я отправился исследовать "аэропорт".
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6606/80069289.11/0_85384_af3dafcb_orig.jpg)
Комната начальника аэропорта, или как тут называют, "площадки", находится на 2 этаже, куда надо подняться по лестнице.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6606/80069289.11/0_85385_e28e0072_orig.jpg)
Вот отсюда происходит связь с экипажем самолета, передаются разные сводки, а также продаются билеты. И хотя есть печка, зимой здесь наверняка очень холодно.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/80069289.11/0_85386_c40c8163_orig.jpg)
Почувствуй себя начальником аэропорта! Автограф на память.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/80069289.11/0_85388_a0d0f0a5_orig.jpg)
Улетаю из Летней Золотицы в Лопшеньгу. Вид на деревню сверху.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/80069289.11/0_8535e_32d49df1_orig.jpg)
Начальник аэропорта Лопшеньги встречает самолет.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/80069289.11/0_8537c_633bbb46_orig.jpg)
Вывеске всего день. Нарисована силами начальника аэропорта. Вообще в подобных аэропортах начальник площадки один отвечает за все. И вывески рисует, и билеты продает, и самолеты ведет, и взлетную полосу косит, и аэронавигационные знаки мастерит.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6508/80069289.11/0_8537e_78a55133_orig.jpg)
Прилетели в Лопшеньгу. Здесь мне предстоит провести не один, как планировалось изначально, а целых три дня, раньше самолета не будет.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6506/80069289.11/0_8537d_72c693d6_orig.jpg)
Ну а пока начальник площадки Илья Иконников вещает. Человек он, конечно, интересный, но жутко невезучий. У меня после общения с ним остались противоречивые чувства. Вроде бы и видно, что никого не хочет обидеть и всем стремится помочь, но именно из-за его ошибки меня так бесцеремонно ссадили с самолета в Пертоминске на обратном пути.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/80069289.11/0_85380_de7cfce9_orig.jpg)
Вот он на рабочем месте. Хотя из главных инструментов тут лишь допотопная рация для связи. Компьютер уже его личный.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6409/80069289.11/0_8535f_1d093c8f_orig.jpg)
На стенах - инструкция по производству полетов, схема ориентиров видимости и старые переводные наклейки с самолетами.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/80069289.11/0_85361_48004626_orig.jpg)
После непривычно короткого разгона самолет снова поднимается в небо, чтобы лететь дальше в Летнюю Золотицу. Через полчаса он прилетит обратно, чтобы забрать пассажиров из Лопшеньги в Архангельск.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/80069289.11/0_8537f_98164e5d_orig.jpg)
Солнце прорывается сквозь тучи и красивыми пятнами раскрашивает пейзаж.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/80069289.11/0_85371_2b9afad0_orig.jpg)
В общем, АН-2 оставляет незабываемые ощущения. Совсем не похоже не полеты на больших самолетах. Все дрожит, самолет как живой, из окон сквозит, а при сильном ветре хорошая болтанка. Что в сочетании с конскими ценами на билеты и крестящимися перед взлетом пассажирами переводит эти полеты в разряд очень интересной экзотики.
![Малая авиация. Полет на АН-2](http://img-fotki.yandex.ru/get/6407/80069289.11/0_85373_75483c9f_orig.jpg)
|
</> |