Максим Горький о Льве Толстом.
fikret35 — 04.04.2024
О женщинах он говорит охотно и много, как французский романист, но всегда с тою грубостью русского мужика, которая — раньше — неприятно подавляла меня. Сегодня в Миндальной роще он спросил Чехова:
— Вы сильно распутничали в юности?
Антон Павлович смятенно ухмыльнулся и, подёргивая бородку, сказал что-то невнятное, а Лев Николаевич, глядя в море, признался:
— Я был неутомимый...
Он произнёс это сокрушённо, употребив в конце фразы солёное мужицкое слово. Тут я впервые заметил, что он произнёс это слово так просто, как будто не знает достойного, чтобы заменить его. И все подобные слова, исходя из его мохнатых уст, звучат просто, обыкновенно, теряя где-то свою солдатскую грубость и грязь.
Вспоминается моя первая встреча с ним, его беседа о «Вареньке Олесовой», «Двадцать шесть и одна». С обычной точки зрения его речь была цепью «неприличных» слов. Я был смущён этим и даже обижен; мне показалось, что он не считает меня способным понять другой язык. Теперь понимаю, что обижаться было глупо.
Максим Горький. Из очерка «Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом»
На фото Лев Толстой и Максим Горький 8 октября 1900 г. В том же месяце Горький отправил письмо А. Чехову:
«Был в Ясной Поляне. Увёз оттуда огромную кучу впечатлений, в коих и по сей день разобраться не могу. <�…>
Изумительно велик этот человек, и поражает он живучестью своего духа, так поражает, что думаешь — подобный ему — невозможен. Но — и жесток он! В одном месте рассказа, где он, с холодной яростью Бога, повалил в грязь своего Сергия, предварительно измучив его — я чуть не заревел от жалости. Лев Толстой людей не любит, нет. Он судит их только, и судит жестоко, очень уж страшно. Не нравится мне его суждение о Боге. Какой это Бог? Это частица графа Льва Толстого, а не Бог, «тот Бог, без которого жить людям нельзя».

**************

|
|
</> |
Первый ремонт без стресса: как разобраться в натяжных потолках
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ НАПИТОК
Русский титул
У голубого экрана
Истребители ВВС наносят удар по Пойпету
"Изобретения советской власти по просьбам трудящихся"...
Дети и коррекция внешности
Совсем не заяц, а кот. И билет у него есть
España rural. Arribes del Duero. Самый красивый мирадор: "Монах и Монахиня"

