Макошь и есть Василиск
lengvizdika — 19.01.2023Макош.
Никто из лингвистов и историков не указывал на корень Ма.
Кош-здесь просто указатель принадлежности.
Очень показательно, что редкий знаток славянских древностей,
историк, объехавший все славянские земли, профессор русского языка
Дерптского университета Андрей Сергеевич Кайсаров (1782 – 1813)
считал, что Мокош – мужское имя.
Андрей Сергеевич был не просто талантливым историком – славистом,
он был филологом и даже составил подробный Словарь древнерусского
языка,который является запрещенной редкостью.
Есть ли те,кто смог прочитать этот словарь? Ему были доступны все
известные нашим современникам тексы с упоминанием бога Мокош.
Безусловно, что он обратил на разность написания его имени в
литературных источниках. Тем не менее, его опыт и знания в области
древнерусского языка не позволили ему даже усомниться в том, что
Макош – мужчина. Словарь древнерусского языка. Ему были доступны
все известные нашим современникам тексы с упоминанием бога Мокош.
Безусловно, что он обратил на разность написания его имени в
литературных источниках. Тем не менее, его опыт и знания в области
древнерусского языка не позволили ему даже усомниться в том, что
Макош – мужчина. Жители Тверской области по преданиям своим
называют огненного змея Мокуш Так зовут летающего дракона и литовцы
– smakas. Западные славяне называют его Смок.змей (в сказках)",
блр. смок, цмок "дракон", русск.-цслав. смокъ "змея", болг. смок
"уж, медяница", словен. sm;k, род. п. sm;kа "дракон", чеш. zmok –
то же, слвц. zmok "домовой", польск. smok "дракон", наряду с чеш.
zmek "домовой, змей". Даль обьясняет его,как пре-смыкающий на самом
деле же очевидно,от слова Смоктать,то есть сосать-кровь или молоко
теперь мы видим,что оно происходит от имени Макоши
Народ не делал предположений, научных гипотез, – он просто знал,
что Мокуш – это огненный летающий уж.
А вовсе не богиня плодородия. На Британских островах дракона
называют также “сма;уг” – (smaug) Вымерший птерозавр Sharovipteryx
Опрошенные в экспедициях люди, описывающие летающего змея-мокоша,
очень единодушны в описании его внешности. Это змей с кожаными
крыльями, размером он бывает с глухаря или достигает нескольких
метров в длину. На голове у него красный гребень, напоминающий
петушиный. Часто подчёркивается (и это хорошо видно на примерах
домовой резьбы), что у летающего змея на кончике хвоста
стреловидный наконечник.Во время полёта змей извивается и парит
подобно орлу, и не так часто машет крыльями, как большинство птиц.
По земле передвигается, неуклюже извиваясь и неловко перебирая
ногами. В полёте очертаниями похож на детскую игрушку – “воздушного
змея”. Интересна описанная манера “ужа” приземляться. Обычно он
тяжело падает на крышу избы и вползает в печную трубу. Такое
впечатление, что для того, чтобы взлететь, мокушу необходимо
прыгнуть с высоты, как парапланеристу.
Птерозавры были рептилиями (как и считал Р.Оуэн), но теплокровными. Цвет “ужа” варьируется от ярко-жёлтого до пламенно-оранжевого, но чаще всего он – пылающе-красный с разлетающимися искрами. При этом многие очевидцы настойчиво подчеркивали отличие змея от шаровой молнии. В некоторых описаниях, когда его видели вблизи, “уж” крылат. Иногда крылья сравнивают по виду с совиными (словно, они с перьями) и поэтому ужа уподобляют огненной птице. видимо, неслучайно в Тверской домовой резьбе и по всей России так широко распространён образ крылатого змея, который запросто можно увидеть на наличниках изб во множестве, особенно по всей верхней и средней Волге. Что это, – призывный знак “ужу” или символ зажиточности, обеспечивающий достаток в доме? drakon18 (700x454, 34Kb) Связь женщины с Мокошем порицалась, считалась безнравственной. Именно поэтому в подмосковных говорах, не только женщину, встречающуюся со Змеем, но и вообще – гулящую женщину называли “мокОсья”. То есть, женщина принадлежащая мокосу – мокошу. – Чья? – Мокосья. Царя нагов зовут Васуки (созвучно с принятым в Европе названием мокоша – Василиск)Наги умеют оборачиваться в людей, летают и иногда вступают в половые отношения с человеческими женщинами. Обращает на себя внимание и то, что узлы, петли, извивы, зигзаги, “вилюшки” – это устойчивый семиотический атрибут змеиного царства.
|
</> |