Магрибский исламизм. Генезис
el_murid — 04.10.2011 На фоне стабилизировавшихся событий в Ливии СМИ и информагентства запускают в поисках новостных поводов информацию о перспективах переброса ливийских событий в соседний Алжир. В принципе, резко взятая планка накала и выдержки читателя/зрителя в напряжении диктуют свои правила. Уже поэтому есть смысл менее экзальтировано ёрзать перед телевизором, хрустя попкорном. Алжир - не Ливия. И перебросить в него пламя революционной борьбы значительно сложнее.Сообщения, которые идут из Алжира, можно охарактеризовать выражением "ни так, ни сяк". То есть, поводы для беспокойства есть, однако как их интерпретировать - пока зависит от целевой установки. Желающие революционных маршей могут уловить признаки приближающейся бури. Нежелающие - признаки удержания ситуации под контролем.
Мир есть Текст. Как нарисуем - так и будем жить. Нарисуем войну - будем воевать. Однако прежде чем рисовать, было бы неплохо понять тот холст, на котором пойдут писаться буквы. Возможно, Текст, написанный кровью, не будет смотреться правдоподобно.
Запустить ливийский сценарий в Алжире априори невозможно. Алжирские военные - люди без сантиментов. У них есть опыт противодействия народному волеизъявлению. И если это волеизъявление ведет к войне - военные умеют вразумлять завзятых революционеров.
захват в декабре 1994 года рейсового самолета компании «Эр Франс» в городе Алжире с целью устроить авиакатастрофу над Парижем; один из пассажиров был казнен ВИГ;
серию взрывов в 1995 году во Франции, в результате которых 10 человек погибли и более 200 были ранены в парижском метро, на открытых рынках и в одной из еврейских школ, а также в скоростном поезде. В конце 1999 года ряд членов ВИГ были осуждены во Франции за эти преступления;
похищение и убийство 7 монахов из монастыря в Тибеирине, Алжир, в 1996 году;
убийство католического епископа Орана в Алжире в 1996 году, выступавшего за межконфессиональный диалог и другие теракты.
В 1998 году в Группе произошел раскол по вопросу о терактах против гражданских лиц. Хассан Хаттаб отделился от Группы и создал Салафистскую группу проповеди и джихада (СГПД). Значительная часть членов Группы ушла вслед за Хаттабом в новую структуру.
Довольно быстро СГПД наладила связи с группировками за рубежом и в 2006 году стала одной из сетевых структур Аль-Кайеды, получив в итоге название «Аль-Каида в Исламском Магрибе» (Al-Qaeda in the Islamic Maghreb).
Несмотря на то, что численность АКИМ по разным оценкам составляет до 1000 активных членов, её боевые возможности значительно выше - она имеет возможность вербовки под ружьё до 3-4 тысяч боевиков. И именно эти люди, вероятнее всего, сейчас составляют костяк боевых отрядов исламистов в Ливии. Более того - вероятно, что именно АКИМ совместно с родственной Ливийской Боевой Исламской Группой рассматривает ливийскую Себху в качестве опорной базы на территории Магриба. Учитывая серьёзное влияние исламистов в ПНС Ливии и то, что именно их представитель назначается на пост министра обороны Ливии, вероятность такого развития событий велика. Кроме того, лидер ливийских исламистов Салаби по разным данным сейчас находится именно в Алжире - видимо, для координации действий.
Однако. Сопротивление Варфалла в Бани Валиде и серьёзные потери исламистов в Триполи во время штурма скорее всего не дадут им возможность быстро восстановить численность и боевые возможности своих отрядов. Поэтому перед исламскими отрядами АКИМ и ЛИБГ стоит задача укрепить свое присутствие на стратегически важном перекрестке Себхи, после чего нарастить численность и провести обучение набранных бойцов. Скорее всего, ранее начала-середины зимы АКИМ не сумеет решить эту задачу. Поэтому прямо сейчас усиления её активности в Алжире ожидать сложно.
Такова ситуация с исламистским радикальным подпольем на территории Ливии и Алжира. Ситуация чрезвычайно сложная - однако еще не подошла к той точке, после которой возможно радикальное осложнение обстановки и перекидывание "Арабской весны" на территорию Алжира. Зима 2012 года - более вероятное время усиления таких процессов.