Магический реализм по-русски
sergeytsvetkov — 17.01.2021«Сто лет одиночества» (исп. Cien años de soledad) Габриэля Гарсиа Маркеса считается одним из наиболее характерных и популярных произведений в духе «магического реализма». Напомню, что данный художественный метод был использован латиноамериканскими писателями для «отыскания в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям» (Э.Жалу, 1931).
Одним из центральных образов книги и ярчайших символов магического реализма стал испанский галеон, найденный Хосе Аркадио Буэндия в сельве, в 12-ти километрах от побережья. Первый тираж романа вышел 30 мая 1967 года с обложкой, где был изображен галеон в зарослях сельвы.
«Целую неделю шли они вперед, почти молча, как лунатики, сквозь вселенную мрака и скорби, где лишь слабо мерцали светляки, а грудь распирало удушливым духом гнили. Обратно не было хода, потому что прорубленная тропа почти на глазах опять зарастала зеленью. «Не страшно, — говорил Хосе Аркадио Буэндия. — Главное — не сбиться с намеченного пути». Строго следуя компасу, он упрямо вел своих людей к невидимому северу, пока наконец они не выбрались из заколдованных мест. Стояла темная беззвездная ночь, но темь была пропитана новым, свежим воздухом. Изнуренные долгим переходом люди повесили гамаки и впервые за две недели забылись глубоким сном. Когда они проснулись, солнце стояло уже высоко и открывало им совершенно невероятное зрелище. Прямо перед ними в окружении пальм и папоротников, поблескивая дымчатой белизной в тихом утреннем свете, возвышался громадный испанский галион. Корабль слегка накренился на правый борт, и с уцелевших высоких мачт свисали тощие обрывки парусов и увитые роскошными орхидеями снасти. Корпус в панцире из окаменевших моллюсков, расцвеченный бархатным мхом, навеки врос в твердь земную. Казалось, это сооружение стоит в собственном пространстве, в зоне забвения и одиночества, запретной и для капризов времени, и для птичьих гнездовий. Внутри галиона, жадно и тщательно обысканного людьми, не оказалось ничего, кроме непролазного витья цветов».
Русская литература пока что не создала столь же запоминающегося сюрреалистического образа. А вот для русской жизни корабль в лесу — если не обыденность, то во всяком случае, и не магический реализм, а самая что ни на есть очевидная реальность.
Именно такую картину наблюдали петербуржцы вечером 10 сентября 1777 года, спустя несколько часов после начала страшного наводнения, в результате которого весь Петербург, кроме Литейной и Выборгской сторон, скрылся под водой, поднявшейся почти на четыре метра.
Из книги «Описание столичного города Санкт-Петербурга» И.-Г. Георги (1729—1802), этнографа и путешественника: «…перед наводнением 10 сентября 1777 г. продолжалась буря два дня сряду при западном и юго-западном ветре. Возвышение воды продолжалось до 9 часов утра, доколе ветр начал утихать. Вода потом стекла столь скоро, что в самый полдень берега не были более объемлемы водою. От сего наводнения освобождены были токмо Литейная и Выборгская части города. В частях же понятых водою, оно и в маловременном своем продолжении причинило весьма великий вред. Суда были занесены на берег. Небольшой купеческий корабль переплыл мимо Зимнего дворца чрез каменную набережную. Любской (из немецкого Любека. — С.Ц.), яблоками нагруженный корабль занесен был ветром на 10 сажен (21,34 м) от берега в лес на Васильевском острове...».
В России историк — поневоле магический реалист.
|
</> |