М. Нестеров "Два лада"

Сегодня я хочу рассказать об одной картине русского художника
Михаила Нестерова (1862 — 1942). Называется она "Два лада" и
написана в 1905 году.
В настоящее время картина хранится в Новгородском художественном
музее.

Михаил Нестеров - художник плодотворный. В основном он писал картины на религиозные и бытовые темы. Картина "Два лада" — единственная его картина о любви. Вдохновило его на написание этого полотна стихотворение А.К. Толстого:
Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада.
Он в мурмолке червленой,
Каменьем корзно шито,
Тесьмою золоченой
Вкрест голени обвиты;
Она же, молодая,
Вся в ткани серебристой;
Звенят на ней, сверкая,
Граненые мониста,
Блестит венец наборный,
А хвост ее понявы,
Шурша фатой узорной,
Метет за нею травы…
Да и само название картины символично. Лад - музыкальное
звучание. А еще лад (древнеславянск.) - муж, супруг; лада -
жена.
Созвучие, единение, красота - вот такие основные понятия Нестеров
вкладывает в свое понимание любви.
А о любви Нестеров знал не понаслышке. Была в его жизни огромная
любовь. Правда, несчастная.
Это была любовь с первого взгляда. Он встретил юную девушку - Марию Ивановну Мартыновскую - на летних каникулах в Уфе. Дочь Нестерова О.М. Шретер писала о своей матери: "Первый весенний цветок с его тонким ароматом. Никакого внешнего блеска. Потому-то так нелегко объяснить исключительное чувство к ней отца. Почти через шестьдесят лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом".

"Судьба", "суженая" - излюбленное слово в письмах, адресованных
своей жене. Была она крайне впечатлительна, нервна, несмотря на
простоту и бедность, по-своему горда... Над всеми чувствами
доминировала особая потребность не только быть любимой, но любить
самой безгранично, страстно, не считаясь даже с условностями того
далекого времени.
Родители Нестерова были против их брака. Нестеров уехал в Петербург зарабатывать звание свободного художника и тяжело там заболел, а Мария Ивановна в весеннюю распутицу на лошадях из Уфы бросилась его выхаживать. Они обвенчались без благословения родителей.

Через год родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова,
и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов
Маша умерла.
Горе было невыносимым. Нестеров пытался изжить его, воскрешая
любимые черты на бумаге и холсте. Он написал ее портрет в
подвенечном платье, вспоминая, какой цветущей, стройной, сияющей
внутренним светом она была в день свадьбы. "Очаровательней, чем
была она в этот день, я не знаю лица до сих пор, - вспоминал
Нестеров в старости, безжалостно описывая и себя, маленького,
неуклюжего, с бритой после болезни головой. - Куда был
неказист!"
Он писал и рисовал портреты жены, и ему казалось, что она продолжает быть с ним, что души их неразлучны.

В нестеровских иллюстрациях к Пушкину Мария Ивановна становилась
Царицей, Машей Троекуровой, барышней-крестьянкой, Татьяной Лариной.
Не расставался он с дорогим образом и расписывая Владимирский
собор.
И именно своей любимой он и посвятил картину "Два лада". На картине
изображена молодая влюбленная пара, стоящая на берегу лесного
озера, молодые люди смотрят куда-то вдаль, и они исполнены надежд и
уверены в своем счастье. Они верят, что впереди у них долгая
счастливая жизнь, которую они проведут в большой любви и верности,
несмотря на все трудности. Он обязательно станет для нее крепкой
стеной, а девушка будет хранительницей домашнего очага. Символом
вечной любви молодых людей, является изображение двух белых лебедей
в озере.