М. И. Венюков. Письмо русского офицера Заилийского отряда к товарищу
rus_turk — 01.07.2024 [М. И. Венюков.] Письмо русского офицера Заилийского отряда к товарищу // Тобольские губернские ведомости. 1860. № 38 (24 сентября).А. Померанцев. Укрепление Тойчубека [крепостца Тойчубек (Таучубек, Тоучубек) перед тем, как ее разрушил отряд И. С. Карбышева]. Рис. с натуры. 1851
Не более десяти лет, как русские познакомились с здешней страною. До тех пор знали о ней только по слухам, и вся география Заилийского края состояла из двух-трех расспросных маршрутов, записанных в Семипалатинске и напечатанных Гумбольдтом в «Asie Centrale». В 1851 году обстоятельства вынудили генерал-губернатора Западной Сибири генерала от инфантерии Гасфорда, с Высочайшего разрешения, двинуть русский отряд за реку Илю, под начальством подполковника Карбышева, которому удалось срыть до основания крепостцу враждебного нам султана Таучубека, поддержанного коканцами. Потом мы познакомились с озером Исыкулем и горами Алатау, лежащими на севере от этого озера, и наконец, перешагнув чрез этот снеговой хребет, увидели знаменитый Тянь-Шань, Небесные горы. С тех пор эта величавая цепь, предмет горячих стремлений Гумбольдта в юности и в зрелых летах, предмет блестящих его исследований, стала знакома не по одним расспросам и старым иезуитским преданиям. При первых же движениях наших в Заилийском крае топографы успели нанести на карту не только две параллельные цепи Алатау, на севере от Иссык-Куля, но и самую величавую часть Тянь-Шаня, от вершин Текеса до большой дороги в Кашгар чрез Заукинский проход. Просвещенной публике уже известны любопытные исследования, сделанные ученым нашим путешественником Семеновым, сопровождавшим в 1856 г. отряд полковника Хоментовского. В нынешнем году мы были свидетелями еще более смелых и обширных работ: все пространство от Зауки до верховьев Кошгара и Джумгали, никогда не видавшее ни одного европейца и даже сибиряка-русского, сразу получило прочные основы для своей географии. Непрерывная снеговая цепь вершин в 14 и 15 тыс. футов с седлообразным проходом Кызарт и другими, меньше доступными, осмотрена и нанесена на карту.
П. М. Кошаров. Вид панорамы Небесного хребта.
прочные русские поселения, и между ними главнейшее Алматы, не
без основания названные укреплением Верным. Эти Алматы, благодаря быстрому
развитию своему и благодетельному влиянию на страну, успели уже
сделаться необходимостью для самих киргизов и даже центром их
жизни, не административным только, а и торговым, религиозным,
политическим и моральным. До такой степени ясно поставился для
самих ордынцев вопрос об их перерождении к лучшему, до такой
степени пять лет мира и тишины успели дать им почувствовать всю
свою прелесть, что теперь Верное, связанное с городом Копалом несколькими промежуточными казачьими
водворениями, по справедливости может гордиться своим значением
аванпоста цивилизации в степях Средней Азии.
П. М. Кошаров. Площадь в укреплении Верное. 1857
Но самое это название аванпоста может указать на другую сторону медали, на другое значение Алматов в средоточии материка азиатского. Это значение вызывается особым положением некоторых среднеазиатских народов. На юге от Верного, за горами Кунги-Алатау, еще гнездятся племена, незнакомые с благами мира и непрерывно волнуемые коканцами. Эти несчастные кочевые горцы, обязанные платить мусульманским своим притеснителям тяжелую дань, не определенную никакими законами и зависящую от произвола хана и обстоятельств, вынуждены вести разбойничью жизнь и предаваться грабежам в аулах наших киргизов, чтоб иметь средства удовлетворять своим повинностям. Избрав по необходимости целью своих набегов подвластную нам Большую орду, они тем самым невольно ставят себя во враждебное отношение к русским, хотя душевно желали бы быть под нашим покровительством, чтобы избавиться от самовольных притеснений кокандцев; но хорошо понимая положение дел, мы не можем отчасти не щадить их, хотя и должны защищать свои земли. Нам не без удовольствия можно вспомнить, что с 1851 года, со времени взятия кургана Тоучубека, русское оружие ни разу не было употреблено собственно для военных целей: оно всегда являлось лишь там, где нужно было водворить тишину или защитить слабого; оно охраняло своим могуществом интересы науки, чистые и бескорыстные, но для которых прежде была закрыта вся Средняя Азия. Едва ли и самые горячие гуманисты в состоянии были бы сделать упрек той умеренности и благоразумию, с которыми употребляется сила в этой стране, искони не знавшей другого права, кроме права сильного.
П. М. Кошаров. Из альбома к путешествию
Но по временам все еще приходится высылать отряды… Тогда
начинается степной поход, который имеет много своей оригинальной
прелести. Довольно заметить, что в Заилийском крае степной поход
есть вместе и горный. В настоящем году войскам приходилось, прежде
чем достигнуть
П. М. Кошаров. Старший султан Тезек Большой орды, племени атбанов. 1857
Отряд на биваке стоит спокойно и даже с удобством. Казаки и солдаты раскинут свои небольшие палаточки, без которых в здешнем климате было бы вредно проводить холодные ночи; офицеры поставят уютные коши (юрты). Там виднеется треножник с повешенными на нем сверх огня чайниками и котлами; здесь ловят рыбу небольшими сетями при громком хохоте и суете всех участвующих в ловле, ибо рыбы в озере изобилие. Тут веселое общество солдат-стрелков играет в чехарду в ожидании, пока сварится ужин. Артиллеристы приспособляют оглобли горного лафета, чтобы, покрыв их шинелями, уснуть потом в импровизированной палатке. Два-три киргиза готовят баранину в котле и жарят тюстюк (грудинка из барана) для султанов… Должно заметить, что несмотря на недавнее владычество русских в Большой орде, почетнейшие ее лица наперерыв хлопочут всегда попасть в отряды и участвовать в походах. Их манит не только честолюбие, общее всем азиятцам, но и желание лично участвовать в водворении на родной почве покоя, иногда желание видеть что-нибудь новое, наконец, просто охота прогуляться, чтобы потом рассказывать у домашнего очага про свои похождения.
П. М. Кошаров. Бурамбай, султан и манап дикокаменных киргизов [племени богинцев]. 1857
В прежние годы, с приближением русских все киргизы укочевывали; еще в прошлом году отряды не встречали никого на южной стороне Алатау; теперь старшины многих родов, уже уставшие платить коканцам зякет (дань), спешили присоединиться к отряду. Это было довольно занимательное зрелище — видеть сарыбагишского манапа, вступающего в русский лагерь. Подобно как у древних римских триумфаторов времен Аппия Клавдия, их шествие сопровождалось звуками рожка, очень пронзительными. С подобающим почетом они были принимаемы и по возможности наделяемы подарками. Зато кумыс являлся непосредственным спутником их, а это было важное подспорье в хозяйстве наших киргизов, да и лакомство для них и некоторых русских, уже поживших в степи. Кумыс, баранина и просо — главные кушанья киргизов, пилав из рису с бараниной уже роскошь, а пилав с изюмом только султанское кушанье. Зато чай с каждым годом входит в большее и большее употребление у киргизов. Бедняки пьют один его отвар, богатые употребляют при том изюм, сушеные абрикосы, кишмиш, иногда сахар. Но во всяком случае все почти портят вкус напитка закусыванием при нем боурсаков — небольших сухариков из пшеничной муки на бараньем сале.
П. М. Кошаров. Типы дикокаменных киргизов
племени богинцев и
Дикокаменные, или черные киргизы, называемые также бурутами, населяют долину всего Небесного хребта и ниспадающих от него отрогов, разделяясь на многие колена. Из них главные на северной покатости хребта роды — богу, сарыбагиши и султы. Старшины их называются манапами.
П. М. Кошаров. Из «Этнографического альбома
дикокаменных киргизов племени богинцев с картою, рисованного
с натуры». 1857
П. М. Кошаров. Из «Этнографического альбома
дикокаменных киргизов племени богинцев с картою, рисованного
с натуры». 1857
П. М. Кошаров. Дикокаменные киргизы племени
богинцев на баранте. 1857
П. М. Кошаров. Киргизы на утренней или вечерней молитве. Из «Этнографического альбома дикокаменных киргизов племени богинцев с картою, рисованного с натуры». 1857
Занятие Заилийского края, упрочение в оном наших казачьих поселений и владычества совершилось в управление нынешнего генерал-губернатора Западной Сибири и командира Отдельного Сибирского корпуса генерала от инфантерии Гасфорда. Главный элемент нашей в сем крае оседлости составляют казаки Сибирского линейного казачьего войска, расположенные станицами. В укреплениях регулярные войска.
Известная всем удалость, смышленость и воинственность сибирских казаков поставляют их между всеми киргизами на высокую степень уважения и морального влияния. Умея говорить с киргизами на их природном языке, они совершенно знакомы с обычаями, нравами и уловками сего кочевого племени и одарены особенною способностию скоро знакомиться, понимать и помнить местность. Впрочем, это тебе, как служившему с ними, известно. О Заилийском же крае я постараюсь тебе сообщить впоследствии на досуге еще более подробные сведения, если не будешь так счастлив побывать сам в этой занимательной стране.
В.
Того же автора:
https://rus-turk.livejournal.com/537572.html
Материалы о Верном и других населенных пунктах Семиреченской
области:
https://rus-turk.livejournal.com/555456.html