М. Агеев. Роман с кокаином
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![М. Агеев. Роман с кокаином М. Агеев. Роман с кокаином](/images/main/m-ageev-roman-s-kokainom-e55a6b.jpg?from=https://lh3.googleusercontent.com/BoCnOt4MgYjSdYkMNxEG_cD7_nGwYfqODEDgsnHL8mY=w300-h400-no)
Есть, конечно, в нем что-то набоковское и бунинское, но, пожалуй, эту часть лучше оставить литератураведам. Интересен сам текст. Роман написан в лучших традициях российской литературы живым красивым литературным языком, с эмоциональным надрывом в духе Достоевского.
По сюжету Вадим Масленников заканчивает гимназию, ведет беспутную жизнь среднестастического человека своего времени, подхватывает венерическую болезнь, которой успевает заразить одну из повстречавшихся девушек. Случайное знакомство с Соней переворачивает его существование. Он узнает, что такое любовь, но неудача физическом сближении на одной из встреч положила начало разрыву. Болезненная социальная адаптация явилась катализатором приобщения героя к кокаину. В процессе приема Вадим размышляет о зверином и духовном началах в человеке. Только основная ошибка была в том, на мой взгляд, что пробуждение первого и животная грубость существали в герое задолго до приема наркотиков. Смотрим:
отношение с матерью:
"Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не веселой улыбкой, позвала меня — и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошел к ней. — Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и желтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели; — ты забыл деньги, мальчик, а я думаю испугается, так вот — принесла. Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но в ярости за причиненный мне позор, я ненавидящим шепотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору и что уж коли не стерпела и деньги принесла, так пусть и сама платит."
с девушкой Зиной:
"Было бы совершенной неправдой сказать, что за эти несколько минут, которые потребовались, чтобы доехать до дома свиданий, меня нисколько не беспокоило, что я болен, и что собираюсь Зиночку заразить. Тесно прижимая ее к себе, я даже непрестанно об этом думал, но, думая об этом, — страшился не ответственности перед самим собой, а только тех неприятностей, которые за такой проступок могут нанести другие. И как это почти всегда в таких случаях бывает, такая боязнь нисколько не сдерживая от совершения проступка, только побуждала свершить его так, чтобы никто не узнал о виновнике."
с одноклассниками (в частности противоречивое отношение к Буркевицу):
"Меня крепко тянуло взглянуть на него, и эта тяга к Буркевицу тонко сплеталась из трех чувств: первое чувство было жестокое любопытство взглянуть на человека, с которым произошло большое несчастье; второе — было чувство молодечества по причине единичности моего поступка, ибо никто в классе даже не помышлял идти к тому, кто уже почитался зачумленным; третье — было чувство, сообщавшее мускулатуру первому и второму: уверенность в том, что мое приближение или даже беседа с Буркевицем никакими неприятностями со стороны начальства не грозит."
Всё в совокупности рисует нелицеприятный противоречивый портрет героя (в том числе и обобщающий начала прошлого века). Собственно Вадим привык только брать и практически никогда давать. Ни самоубийство матери (а следовало ожидать другое?), ни разрыв с Соней, ни отказ Буркевица героя ничему не научили.
|
</> |