Люсьен Айгнер: уцелевшие негативы из потерянного чемодана


Эйнштейн лицом к лицу со Вселенной («Мешковатые штаны»), 1940 г.
Люсьен Айгнер (Lucien Aigner) стал настоящим папарацци до того, как появилось само это слово. Перебравшись в Париж из родной Венгрии, он одним из первых начал использовать компактную камеру Leica. Его фотография была непосредственной, живой. Снять чихающего Муссолини, или Эйнштейна, который у классной доски едва не потерял штаны – это требовало здоровой иронии и смелости. Сбегая из Парижа в начале Второй мировой, Айгнер вынужден был оставить в парижской квартире чемодан с 50-ю тысячами негативов и лишь спустя десятилетия уникальная коллекция была возвращена фотографу.
Когда в 1939 Люсьен Айгнер был вынужден с женой и маленьким сыном бежать из оккупированного немцами Парижа в США, перед ним возникла дилемма – взять на корабль чемодан с негативами или детскую коляску. Выбор был сделан в пользу коляски. Чемодан, в котором хранилась уникальная коллекция фотографий довоенного Парижа 30-х годов, большой архив портретов знаковых личностей той эпохи, пришлось оставить на полу в ванной.
В Париж Айгнер перебрался в 1925 году из Венгрии, где работал журналистом редакции Az Est. Во Франции он на какое-то время стал менеджером американского фотографа Джеймса Аббе. Присмотревшись к работе Аббе, сам взялся за фотоаппарат. Выбора не было – Айгнер не знал французский в совершенстве и работать корреспондентом не смог бы. Тогда он купил свою первую Leica и начал снимать. Снимки отличались от работ его коллег легкостью, юмором и непосредственностью. Айгнер был низкого роста и мог незаметно проникнуть в любую толпу и снять тот самый эксклюзивный кадр.
Знаковая фотография Бенито Муссолини, снятая Айгнером, запечатлела итальянского диктатора, который старается не чихнуть, зажимая нос. Снимок был сделан на конференции 1935 года, когда Франция и Англия пытались отговорить Муссолини от союза с Гитлером.
«Никто не хотел этого нелестного снимка Муссолини, - вспоминает фотограф. – Но после того, как война охватила Европу, фотография была напечатана на обложке Newsweek с надписью «Дуче бросает вызов демократии».
Публичным лидерам и знаменитостям стоило остерегаться Айгнера, ведь он мог подловить их в самый неподходящий момент. На Зимних олимпийских играх 1936 года он снял ухмыляющегося Гитлера. Эйнштейн на его фотографии стоит перед классной доской в обвисших брюках.
«Эйнштейну она понравилась. Он сказал, что это была лучшая фотография когда-либо сделанная и прислал мне шутку на немецком о том, с какой лёгкостью вы можете «потерять штаны, когда заняты наукой».
Наряду с коллегами – Анри Картье-Брессоном, Робертом Капой, Эрихом Заломоном, Айгнер был пионером «маленькой камеры». Снятые им уличные сценки передают подлинную атмосферу жизни города в 1930-е годы. Его интересовало буквально всё: европейские кафе, репетиция балета Парижской оперы, празднование Дня взятия Бастилии, простые горожане и знаменитости той эпохи.
Перебравшись в Америку Айгнер вернулся к журналистике. Он успел поработать диктором, сценаристом и даже продюсером радиопрограммы «Голос Америки». Но в 1950-е оставил профессию, открыл своё небольшое портретное ателье и вновь сосредоточился на фотографии.
Пропавший чемодан, о котором уже никто не вспоминал, в Штаты перевёз брат фотографа – дизайнер Этьен Айгнер. Когда война закончилась, он наведался в опустевшую парижскую квартиру. Консьерж дома вручил ему потерянный багаж, который решил спасти и припрятать. Сложно в это поверить, но, когда Этьен вручил чемодан брату, тот даже не стал его открывать, а просто оставил среди прочего хлама в тёмной комнате. Только в 1970-е Айгнер наконец-то открыл его и был поражен прекрасно сохранившимся архивом своих работ. Буквально сразу ж он прекратил работу в ателье и занялся систематизацией негативов, составлением каталога, чему и посвятил остаток жизни до глубокой старости.
«Я сам не подозревал, насколько это ценно», - сказал он авторам документального фильма о себе.
Уникальную коллекцию работ Люсьена Айгнера приобрели библиотека Филлипса и Йельский университет. Всего архив насчитывает около 100 тысяч негативов. Его уникальность ещё и в том, что каждый снимок Айгнер снабдил подробным комментарием, он описал обстоятельства, при которых была снята фотография, а также текущие события, атмосферу того времени. Его снимки – подлинный и бесценный документ ушедшей эпохи.

Сони Хени, 1942 год.

За кулисами, Париж, 1930-е годы.

Венгерский газетный журналист, Венгрия, 1930-е годы.

Балетная практика в Гранд Опера, Париж, 1934 год.

Балет, Парижская опера, 1934 год.

Монте-Карло, ок. 1936 г.

В Люксембургском саду, Париж, ок. 1934 г.

«Аэропляж» в Ле-Туке, ок. 1933 г.

Кони-Айленд, 1947 г.

Бульвар Сен-Мартен в День взятия Бастилии, Париж, 1937 г.

Альберт Эйнштейн за работой, Принстон, 1940

Федор Шаляпин, Париж, 1935 г.

Уинстон Черчилль узнает о своем переизбрании в парламент, 1935 г.

Муссолини в Стрезе, 1935 г.

Гитлер и его друзья на зимних Олимпийских играх в Гармиш-Партенкирхене., 1936 г.

Три женщины и зонтик в Ле-Туке, ок. 1933 г.

Рут Сен-Дени, 1939 г.

Публика на выпускном в Сен-Сир, 1937 г.

Развлечение детей в День взятия Бастилии в Париже, 1934 г.

Лорин Маазель, 11 лет, дирижирует Летним симфоническим оркестром NBC, Нью-Йорк, 1941 г.

Кони-Айленд, 1939 г.

Затерянные в большом городе (Семья из 7 человек на вокзале Сен-Лазар), 1934 г.

Две башни, 1937 г.

Балет фотографов на продуваемой всеми ветрами вершине горы на Гавайях, 1954 г.

Вид на Будапешт, ок. 1937 г.

Алексис Леже в Нью-Йорке, 1939 г.

Французы и англичане на конференции в Стрезе, 1935 г.

Хайле Селассие прибывает на вокзал Женевы., 1935 г.

Фланден и Лаваль, Конференция в Стрезе, 1935 г.

Уильям Сароян на репетиции своей пьесы, Нью-Йорк, 1936 г.

Сцена выборов на Большом бульваре, 1930 г.

Слушая спикера, Будапешт, ок. 1938 г.

Социалистический митинг в Париже., 1934 г.

Семья прибывает в большой город Париж., 1934 г.

Семейный самолет

Прогулка и разговор о дипломатии, Женева, 1932 г.

Пьер Лаваль и Энтони Иден на конференции на набережной Орсе в Париже., 1935 г.

Премьер-министр Андре Тардье обсуждает с друзьями предвыборную стратегию, Париж, 1932 г.

Президент Альбер Лебрен на открытии выставки Expo 37 в Париже., 1937 г.

Последний экспресс в пригород, Париж, 1934 г.

Перерыв на чай британских рабочих, помогающих строить Парижскую выставку, 1937 г.

Падеревский в изгнании, Нью-Йорк, 1941 г.

На железнодорожной станции Ле-Туке., ок. 1933 г.

На фондовой бирже в Париже, 1931 г.

Мэр Ла Гуардиа в своей машине, 1940 г.

Леон Блюм объявляет о своей правительственной программе после победы Народного фронта., 1936 г.

Женевская тень, ок. 1930 г.

Генерал и дамы в Стрезе, 1935 г.

Выпускной поцелуй в Военной академии Сен-Сир, 1937 г.

Вид на Манхэттен с парома, ок. 1939 г.

В тюрьме острова Райкер, 1936 г.

В salle des pas perdues во время президентских выборов Версаль, 1931 г.
См.также:
«Da Da Dali» и вечная классика фотографа Вернера Бокельберга
Фотограф Изис Бидерманас: «Это не современный Париж и не старый, а просто мой»
Пол Хилл – мэтр британской фотографии
Мастер фотографии Андре Кертеc: «Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть»
Гордон Паркс – модный фотограф, который сломал «цветной барьер»

|
</> |