Люди под лестницей / The People Under the Stairs, США, 1991
iskander_zombie — 16.11.2023№4. 1991 год
Пересмотр спустя много-много лет. Это фильм Уэса Крейвена из времен, когда данный режиссер-сценарист-кинодел уже достиг плюс-минус всего, чего можно достичь в жанре ужасов на серьезных щщах, и начал потихоньку коситься в сторону всяких переосмыслений, (само)пародий, всевозможного пост-мета-пост-пост, и прочего ироничного прищура - еще когда это не было модно (достигнув и в этой сфере немалых успехов по итогу, как мы знаем).
«Люди под лестницей» - кино, жанр которого лучше всего характеризуется термином «страшная сказка». Ну, вы знаете – из тех сказок, где деревенский дурачок попадает в избушку к великанам-людоедам и за счет своей смелости и смекалочки облапошивает их, утаскивая клад и спасая принцессу. Чудом избежав незавидной участи быть заживо зажаренным, расчлененным и сожранным, конечно же. Ваше слово, товарищ Пропп! =) Только вместо избушки в лесу – городской дом очень странной замкнутой семейки, куда и попадает малолетний пацанчик из черного гетто, на беду свою согласившись поучаствовать в ограблении. А в том доме творится ТАКОЕ… Повезло тем грабителям, что умерли первыми и быстро. Других ждет куда более жуткая участь, ведь свирепые хозяева дома – далеко не самое пугающее, что в нем обитает.
Фильм находится на стыке ужасов и комедии, и он действительно одновременно смешной и страшный. Конечно, спустя почти 20 лет с последнего просмотра, он уже показался мне существенно менее страшным, чем тогда. Но все равно многие визуальные образы и сюжетные ходы там невероятно криповенькие. Так что юмор подчас лишь сильнее их оттеняет – даже не знаю, смогли бы сейчас столь развязно шутить, одновременно совершенно реалистично изображая крайне жуткие ситуации касаемо насилия над детьми. Этим, впрочем, социальный аспект не ограничивается – в картине также присутствует обширный слой сатиры на классовую и расовую тему (в американских реалиях вопросы подчас тесно переплетенные) и довольно издевательские пинки в адрес определенных политических сил и/или слоев общества. «Экосистема» изображенного дома по признанию Крейвена задумывалась как своеобразная метафора современного ему общественного устройства. Стоит также заметить, что это не первое и не последнее его упражнение в критике позднего капитализма.
Не самая известная работа автора, а потому к просмотру вдвойне рекомендуется.
|
</> |