Час оборотня, СССР, 1990

№3. 1990 год
История поиска энтузиастами этого фильма, долгое время считавшегося утраченным, достойна отдельного детектива. Можете ознакомиться вкратце хотя бы на том же презренном пикабу, это действительно интересная эпопея, как часто бывает с образцами т.н. “lost media”.
Ну а я вот ознакомился с этой картиной, доступной ныне широкому кругу зрителей в известных местах. Кино оставило на удивление приятное впечатление. Честная жанровая работа про пожилого работника газетной редакции, которого кусает собака, и он начинает превращаться по ночам в оборотня. Причем прислушиваясь, видимо, к остаткам своих человеческих эмоций и мыслей, в облике вервольфа убивает в основном людей, чем-то его обидевших, вызвавших зависть или неприязнь.
Понятно, что ждать здесь каких-то сцен превращений со спецэффектами, как в «Вое» или «Американском оборотне в Лондоне» - смысла нет. Практические эффекты находятся в лучшем случае на уровне «Человека-волка» 1941 года, с которым сабж, кстати, довольно схож, также помещая в центр сюжета несчастного человека, который мучается своим проклятием, но в то же время наслаждается недоступной ранее свободой выпустить внутреннего зверя на свободу. Любопытен факт, что носителем проклятия тут является именно бродячая собака, а не волк – и обращается герой соответственно в большую собаку. Для городского сеттинга это даже в чем-то логично. Есть довольно эффектные и слегка пугающие сцены, особенно впечатлил выдержанный в мрачно-сюрном духе эпизод кошмарного сна главгероя с церемонией награждения.
Драматическая часть насыщена социально-политическим подтекстом, который мною в полной мере оценен так и не был, поскольку нужно, наверное, быть погруженным в поздне-перестроечную повестку, чтобы считывать все аллюзии. Помимо очевидного посыла: "люди, будьте людьми друг к другу, а зверьми не будьте". Любопытны также бытовые зарисовки, многие из которых сейчас могут кому-то показаться картинами инопланетной жизни.
|
</> |