Алексей Зубков, «Плохая война»
iskander_zombie — 15.11.2023Прочел недавно роман в жанре исторического боевика об одном (естественно, вымышленном) эпизоде из эпохи итальянских войн начала XVI века. Отряд германских ландскнехтов, занявший небольшой городок на переправе, в результате ряда совпавших обстоятельств вынужден держать оборону против гораздо более многочисленных сил швейцарцев, нанятых другой стороной. Ввиду большой взаимной «любви» этой публики друг к другу, противостояние с самого начала приобретает максимально ожесточённый характер т.н. «плохой войны», где никто никого ни щадить, ни брать в плен не намерен.
Чтиво довольно увлекательное и динамичное, а местами и чертовски кинематографичное. Если я правильно помню авторские пояснения, прочитанные где-то в сети, это изначально и было что-то вроде заявки на киносценарий, расширенной по итогу до полноценного романа.
Первые где-то 20% можно назвать условным предисловием, где происходит знакомство с персонажами, дается примерная картина окружающей действительности, а также «разворачиваются процессы» политического и тайного свойства, результатом которых и станет дальнейший экшЫн. После чего начинается непосредственно безостановочная боёвка, либо подготовительные мероприятия, либо короткие перерывы, где стороны подсчитывают потери и строят дальнейшие планы.
Присутствует обширная мозаика из разнообразных действующих лиц, как важных, так и эпизодических, действия которых иногда самым непредсказуемым образом влияют на ход сражения. А до того – шаг за шагом, подчас совершенно ненамеренно, делают это самое сражение из невозможного неизбежным (и наблюдение за этой чередой случайностей, ведущих к катастрофе, изрядно завораживает). Некоторым персонажам, конечно, уделено гораздо больше места, чем другим. Похвастаться какой-либо глубокой проработкой характеров и/или погружением в душевно-психическое состояние героев книга вряд ли способна. И хотя особого сочувствия никто из них не вызывает, многие участники замеса снабжены энным количеством колоритных черт, позволяющих их запоминать, не воспринимая как безликих NPC. Махалово-вонзалово имеется в приличном объеме, преимущественно в виде сцен штурма средневекового города и стычек малых отрядов на тесных улицах и в помещениях (см.соответствующие эпизоды из х/ф «Плоть и кровь» для иллюстрации).
Что мне не по вкусу пришлось – в книге очень явно присутствует фигура автора/рассказчика, который периодически вклинивается в повествование с неуместным пробиванием 4-й стены в виде своих комментариев, исторических справочек, скобочек и сносочек. «Читатель, наверное, не знает, сколько весили такие боевые доспехи, ну так мы сейчас поясним, что весили они, скажу я вам…», «А вот кстати, в этом месте автор, то есть я, дословно цитирует реальный документ XVI века, зацените!» «А вот у нас на бугурте как-то в хренадцатом году было дело…» и так далее. Сомнительные элементы, можно было это все вплести в обычный текст без таких отвлечений, выбивающих из атмосферы. Юмор, когда шутки идут «от автора» - тоже ощущается как сугубо современный, и это несколько диссонирует с историческим антуражем.
Книга к прочтению рекомендуется. Существует также три или четыре сиквела про дальнейшие приключения некоторых уцелевших в описанном побоище персонажей. За них ничего не скажу.
|
</> |