Любовь мертва
rabota_psy — 28.11.2025
Под катом статья, которая хорошо поясняет, почему в США и Европе
практически умер жанр романтической комедии, который был очень
популярен до недавнего времени. Почему мелодрамы потеряли свой
прежний блеск и напряжение.Для меня это стало очевидным, когда раз за разом находил чудесные романтические фильмы в 80х, которые очень люблю за возвращение консервативной сказки 30х-50х (эпоха Нового курса и Кодекса Хейса).
Далеко не полный список, только самые самые: Скажи что-нибудь (1989),Смерть во французском саду (1985), Подержанные автомобили (1980), Всё как надо (1989), Девушка Грегори (1980), Абсолютно точно (1985), Свидание вслепую (1987), Манекен (1987), В ночи (1985), Доверься (1990), Море любви (1989), Повар, вор, его жена и её любовник (1989), За бортом (1987), Переключая каналы (1988), Всплеск (1983), Счастливы вместе (1989), Роман с камнем (1984), Женщины на грани нервного срыва (1988), Когда Гарри встретил Салли (1989), Легенда (1985), Привидение (1990).

В 90х - начале 00х были такие потрясающие фильмы, как "Амели" (Жан-Пьер Жене в интервью говорил, что собирал картину по крупицам несколько десятилетий) или "Чунгкингский экспресс", а вот дальше уже ничего не вспоминается. Очень красивое прощание со сказкой.
Александр Дугин. "Тема любви в разных культурах понимается совершенно различно. Нам кажется, что это нечто универсальное. На самом деле, нет. В человеческом обществе нет ничего универсального. Сходные понятия, сходные явления, сходные системы отношений разными коллективами, разными цивилизациями, разными культурами оформляется совершено по-разному.
Была прекрасная книжка Дени де Ружмон, которая называется «Любовь и Запад». В этой книжке автор, замечательный французский интеллектуал, описывает, что любовь, как мы ее знаем, именно куртуазная любовь, любовь не в браке, не христианская любовь агапе, а любовь романтическая, является исключительно наследием западной культуры. И то, что нам кажется само собой разумеющимся – песни о любви, фильмы о любви, книги о любви, рассказы о любви, романсы, повествования, легенды – все это определенное течение, специфическое культурно-идеологическое мировоззрение, которое ставит любовь в центре внимания и абсолютизирует ее. Дени де Ружмон показывает, что для западного общества любовь как страсть – это ось, а для других обществ – нет.
Если рассматривать западноевропейское понимание любви, оно не сводится к платоновскому эросу. Платон считал, что страсть – та сторона любви, которая отвлекает от ее сущности, и настоящей любовью является стремление человека к высшему началу. Страстную любовь, которая лежит в основе западноевропейской традиции, Платон, наоборот, причисляет к изъянам, к заболеваниям.
С другой стороны, христианское агапе – другое название для любви – это уважение, почитание, вежливость, отдавать должное старшим, взаимная гармония друг с другом, лишенная всякой страстности. Но только уже не как у Платона в эросе, интеллектуалистском эросе, холодном и светлом, а на уровне социального уважения, социальной гармонизации. Речь здесь идет, скорее, о смирении, об обуздании самого себя.
Дени де Ружмон пишет: «Счастливая любовь не имеет истории». Любовь должна быть несчастной, любовь должна быть обязательно трагичной, любовь должна переходить в смерть, в страдание, она не может быть институализирована. Любовь, на которой стоит западная культура, – это всегда адюльтер. Это всегда преодоление норматива, любовь, которая рвется». В мифе о Тристане и Изольде, который лежит в основе книги де Ружмона, есть этот трагичный конец, когда Тристан и Изольда соединяются только в виде деревьев, которые вырастают на их могилах.
Сейчас эта любовь, которая являлась осью западной культуры, просто исчезла. После практик любви к себе, о которых писал Фуко, после утраты драматического напряжения, когда в образе другого возлюбленного выступала высшая сила, такая любовь на современном Западе потеряна.
Любовь выделена в дигитальные модели, соединена с количеством наслаждений, с ценой каждого из этих микронаслаждений, которые получает клетка. Все здесь разъято, расчленено, разложено по полочкам, к каждой филейной части тела приклеен ценник: этот палец вы можете потрогать за 5 долларов, а за ухо подержаться – за 15. Это, конечно, не любовь. Любовь распалась, как распалось западное общество. Как рухнули западные ценности, рассыпались на фрагменты, которые копошатся в грязи недочеловеческого недоразумения, так рухнуло здание любви.
Как сегодня говорят о конце науки, конце истории, можно говорить о конце любви как явления. Той любви, которую создала уникальная модель западной культуры.
Мы родились в мире, где, скорее всего, любовь еще была, и умрем в мире, где любви уже не будет. Она уходит на глазах. Вместо нее будет все остальное – сексуальность, контракт, наслаждение, машина желаний, пересадка органов, ботекс, латекс – все, что угодно, только не любовь."

Отто Кернберг. “Повар, вор, его жена и ее любовник” Питера Гринуэя дает яркую картину эротических отношений как попытки спастись от мира, управляемого тираном-садистом. Запретные, опасные сексуальные отношения постепенно вырастают из первой случайной встречи. То, что любовники — люди среднего возраста, усиливает обаяние их попытки найти новую, осмысленную жизнь в своей любви.
Картина интегрирует символические оральные, анальные и генитальные смыслы в контексте тоталитарной суперструктуры, превращающей все человеческие отношения в пространство экскрементов и насилия. Основное действие происходит в изысканном обеденном зале дорогого ресторана. Здесь тиран и его приспешники преступают все правила обычных человеческих отношений. За пределами обеденного зала существует “оральный” мир, представленный поваром и его помощниками, где культура и цивилизация поддерживаются посредством ритуализованного приготовления пищи и музыки на заднем плане — ангельского голоса поваренка. За пределами огромной кухни существует “анальный” мир — улица с ее отравляющим дымом, дикими собаками и людьми — жертвами дурного обращения.
Любовники, пытающиеся обмануть бдительность тирана и встречающиеся в укромном уголке кухни, в конце концов вынуждены бежать оттуда совершенно обнаженными в фургоне для отбросов, забитом протухшим мясом. Пройдя это тяжелое испытание, они попадают в убежище — библиотеку, где герой работает сторожем; отношения любовников скрепляются, по крайней мере на время, очистительной ванной, освобождающей их от анального мира, державшего их в заточении.
Жестокое обращение тирана с женщинами, его глубокая ненависть к знаниям и интеллекту, нетерпимость к приватной и свободной любви этой пары — все сведено воедино в драматическое прославление любви. Ее эротизм глубоко трогает зрителя уже в силу самой хрупкости любви и противодействия, которое она оказывает могущественным силам.
|
|
</> |
Зажать и присосаться: сравниваем эффективность механических и вакуумных захватов
Во имя Господа!
Война на Днепре
"Посейдон" как ответ Трампу
Без названия
ОСТРЫЕ БАКЛАЖАНЫ И РАРИТЕТНАЯ ТЁРКА
В чем была ошибка Арджуны
Поддельная роскошь
Ветераны хотят запретить россиянам отдых в Турции

