Любитель голых нимф и спонсор молодых актрис: Настоящие секреты Льюиса Кэрролла


Для многих поколений детей приключения девочки Алисы в стране Чудес и в Зазеркалье — были лучшими или, по крайней мере, одними из самых любимых сказок. Но детство проходит, и вместо сказок мы начинаем читать о сказочнике. Последние несколько десятилетий то, что пишут о Льюисе Кэрролле, смущает и разочаровывает. Но, возможно, любовь Кэрролла к девочкам — миф, за которым прятали более постыдную (по меркам его времени) тайну. И даже не просто возможно, а тому есть все свидетельства. В чём же на самом деле был виноват Кэрролл?
Брат своих сестёр и сторонник женских прав
То, что Кэрролл предпочитал общество девочек мальчишескому —
факт. Сам он вырос в окружении сестёр и был единственным сыном
своих родителей. Когда подошло время, его послали учиться в
интернат, спортивной специализацией которого было регби — не ради
спорта, конечно, а просто уровень образования в нём нравился семье
Кэрролла. Тем не менее он, книжный мальчик, вынужден был
сосуществовать с толпой юных регбистов, которые дразнили его,
дрались с ним и, в общем, породили у него определённое мнение о
собственном поле и большинстве его представителей.
Удивительно ли, что после школы молодой математик и дьякон
предпочитал общаться с девочками и женщинами — тем более, что это
считалось более естественным для священника (и менее
подозрительным), чем ходить по кабакам с юными студентами или
искать мальчишеских компаний (то и другое было популярно среди
гомосексуалов и бойлаверов того времени). С девочками притом
Кэрролл любил разговаривать о сложных вещах, в личной библиотеке
держал книги феминисток, с удовольствием преподавал математику в
женском колледже, когда появилась такая возможность, а до того
пытался протолкнуть изучение хотя бы цензурированного Шекспира в
школах для девочек (да, Шекспир в Викторианской Англии был только
для мужчин — из-за обилия скабрёзных шуток и непристойных
сцен).

Льюис Кэрролл поддерживал женское образование.
Другими словами, Кэрролл мог бы стать любимцем феминисток и
оказаться вписанным в историю борьбы за женское образование, если
бы не одно но: викторианскую эпоху сменила эпоха психоанализа,
после смерти Кэрролла его сёстры как следует поработали над его
образом, и столкновение этого образа и психоанализа породило
гипотезу, которая стала восприниматься как факт. Гласила эта
гипотеза, что Кэрролл был педофил и девочек любил совсем не по
дружески.
Были ли девочки?
Кэрролл действительно постоянно общался с девочками различных
возрастов; с ним порой без пригляда оставляли своих маленьких
дочерей чопорные викторианские дамы и джентльмены; он
фотографировал девочек полуодетыми или раздетыми вовсе. Его любимым
словечком — многократно повторяющимся в дневниках — было «маленький
дружок», что по-английски звучит очень похоже на «бойфренд» или
«гёрлфренд» и вызывает определённые ассоциации.
Достаточно для того, чтобы насторожиться. Однако стоит учесть
ряд деталей, чтобы развеять иллюзию о том, что Кэрролл был
исключительно одержим малышками допубертатного возраста.

Кэрролл оставил после себя множество фотографий маленьких
девочек.
Для начала, хотя в сети в основном мы видим из сделанных им
портретов только бесконечные галереи юных леди, Кэрролл вообще
очень активно фотографировал — далеко не только девочек. Просто
весь архив его фотопортретов любителей пикантных теорий мало
интересует. Девочки, которые общались с Кэрроллом в детстве,
спокойно продолжали при случае общение и во взрослом возрасте. На
фотосессиях с девочками присутствовали, как правило, их матери. А
слово «маленький дружок» он активно применял… К молодым, но очень
даже половозрелым женщинам.
Всё это, без сомнения, не значит, что Кэрролл не мог испытывать
тайной тяги к девочкам. Однако штука в том, что его сёстры
отчего-то сочли нужным скрывать совсем другое его поведение. Они
сочли куда более непристойным как раз общение Кэрролла с
«маленькими дружочками» немаленького возраста.
Эротоман, театрал и покровитель молодых особ
Вот гораздо менее известные привычки Льюиса Кэрролла, которые
кажутся нам невинными, но которые, по меркам Викторианской Англии,
были по-настоящему неподобающими человеку в духовном сане:
математик обожал посещать картинные галереи (и подолгу
останавливался возле картин, где у женщин была обнажена грудь), был
завзятым театралом и любителем романтических пьес (и заводил
знакомства с актрисами) и, наконец, постоянно назначал из своего
кармана пособия молодым девушкам из театральной и музыкальной
среды.

Кэрролл постоянно вращался среди актрис и спонсировал
их.
Стоит понимать правильно: нет никаких свидетельств тому, что,
общаясь накоротке с актрисами, Кэрролл непременно предавался с ними
разврату по гримёркам или посещая их дома; нет также никаких
свидетельств и тому, что за поддержку таланта он требовал от
девушек интимных услуг. Но викторианские нравы однозначно связывали
подобный круг общения и подобные поступки с сексуальной
эксплуатацией артисток, так что подобное поведение воспринималось
англичанами очень и очень однозначно.
Вероятно, одна из причин, по которой Кэрролл обращался к
женщинам «мой маленький дружочек» была попытка как раз отмежеваться
от подозрений: Кэрролл старался показать, что, как и полагается
духовной особе, ко всем своим многочисленным знакомым женского пола
относится исключительно по-отечески. Точно так же по-отечески он
постоянно приглашал к себе пожить несколько месяцев девушек от
шестнадцати лет и старше — притом с подобным предложением всегда
обращался к их родителям, подчёркивая, что только одиночество и
желание быть духовным наставником их дочерей лежит в основе его
приглашения.
Известно, например, что у него довольно долго прожила дома
ставшая известной позже театральная актриса Иза Боумен, которой он,
кстати, оплачивал обучение в молодости. Интересно, что в своих
воспоминаниях она утверждала, что ей тогда было около одиннадцати —
но, стоит сличить даты, и выходит, что она делила кров с Кэрроллом
уже оформившейся шестнадцатилетней девушкой (и она приезжала к нему
на каникулы до двадцати лет). Просто, исходя из представлений
своего времени, по которым дружба с девочками не подразумевала
никакого разврата, а вот с девушками — наоборот, актриса вывела и
себя, и Кэрролла из-под подозрений.

Иза Боумен в молодости.
Но точно ли между математиком и его гостьями не было ничего, кроме
духовных и учёных бесед? Возможно, и так, но та же Иза Боумен
описывает сцену, в которой так и чувствуется напряжение
неразделённых чувств. Однажды она нарисовала карикатуру на
Кэрролла. Рисунок вывел его, всегда спокойного, дружелюбного и
слегка насмешливого, из равновесия: он покраснел, разорвал рисунок
и бросил его в огонь. Как минимум, он принимал то, как на него
смотрит эта девушка, близко к сердцу.
Трудно сказать, насколько далеко заходили отношения Кэрролла со вдовами, у которых он порой ночевал, актрисами, которых он спонсировал, и гостьями, которых он целое лето принимал у себя в гостях — но ясно, что, попытавшись спрятать эту сторону его жизни за дружбой с девочками, его сёстры породили новый миф и, может быть, навредили образу Кэрролла куда больше, чем его прогулки по картинным галереям с голыми нимфами на полотнах.
Текст: Лилит Мазикина.
https://kulturologia.ru/mosaic/
|
</> |