Любимые картины разных наций: фоторобот по соцопросам
shakko_kitsune — 08.06.2018 Какую усредненную картину предпочитают россияне? А немцы? А американцы?Какую ненавидят? Соцопросы помогают понять.
На днях я выложила список самых любимых картин в мире, основанный на бестселлерах арт-постеров, того, что "хочется повесить у себя дома". И многие спрашивали в комментариях, почему нет там Шишкина и Айвазовского -- логичный ответ: потому что это иностранный сайт, скорее даже интернациональный, чем американский, и публика там их просто не знает.
Также люди стали писать, какие картины популярны на постерах зарубежом -- например, в Голландии везде "Молочница" Вермеера.
В связи с этим, вопросами национальных предпочтений, вспомнился классический уже арт-проект "Выбор народа", посвященный как раз любимым картинам разных наций (и стёбу над этими предпочтениями).
Итак, почти четверть века назад, в 1994 году, известные современные художники, американцы -- русские эмигранты Комар и Меламид начали свой проект "Выбор народа". Они составили опросник из 40 пунктов ("любимый цвет", "любимый размер", "природа или интерьер", и т.п.) и с помощью реальных служб социологических опросов за несколько лет собрали данные по 14 странам. И потом на основе этих данных создали "типовые" картины, для каждой страны, "самую любимую" и "самую ненавидимую".
ФРАНЦИЯ
Самая любимая (размером с телевизор), самая ненавидимая (размером во всю стену)
Выяснилось, что практически все страны (за исключением продвинутой Голландии), больше всего любят синий цвет, спокойные пейзажи, и чтобы в них были человечки и зверюшки. А не любят абстракции.
УКРАИНА
Самая любимая (размером с телевизор), самая ненавидимая (размером с дверь холодильника)
К сожалению, репродукции в сети очень плохие по качеству все
Респондентам предлагали назвать предпочитаемый размер картин. Причем не в сантиметрах, а сравнивая со знакомыми предметами. Оказалось, что самый комфортный формат картины для человека -- с экран телевизора (эпохи девяностых годов), а неприятный -- с дверь холодильника.
КИТАЙ
Самая любимая (размером в стену), самая ненавидимая (размером в лист бумаги)
Исключением оказались китайцы -- они выбрали размер комфортной картины "во всю стену".
Этот эффект очень важен, но на репродукциях он, конечно, не виден, помогают только фото экспозиции.
Портрет вождя (небольшой) тоже в идеальной китайской картине должен присутствовать, как вы видите.
Китай:
Украина:
Спрашивали, должны быть животные (домашние или дикие), люди (работающие, отдыхающие, обнаженные, известные исторические личности).
ГЕРМАНИЯ
А вот данные опроса россиян (1001 человека). Источник: Коммерсант, Номер 125 от 08-07-94, Е. Деготь. (1)(2)
"Следует признать: жители России любят искусство. Хотя почти каждый третий из них вообще не ходит в музеи, всего 11% россиян были бы резко против, если их сын или дочь захотели бы стать профессиональными художниками, а 62% отнеслись бы к этому с энтузиазмом. Правда, когда речь заходит о том, чтобы отдать свое чадо за художника или художницу, количество тех, кто "за", падает: всего 37%.
Целых 29% опрошенных считают, что у них дома есть подлинные произведения живописи. Этот невероятный результат заставляет задуматься над тем, что же наши соотечественники понимают под словом "картина", ведь счастливых обладателей картин больше, чем тех, кто украсил свой дом репродукциями, статуэтками и даже фотокарточками родственников! Фото друзей экспонирует у себя в квартире вообще всего 8%.
ПОРТУГАЛИЯ
Самая любимая (размером с посудомойку), самая ненавидимая (с лист бумаги)
Русское искусство предпочитает 58% населения, а американское — ровно столько же, сколько африканское, то есть 1%. 61% любит старое искусство больше нового.
41% предпочитает искусство религиозное и еще 22% — связанное с религией (в США таких оказалось лишь 20% вместе взятых). При этом 67% наших зрителей не требует "служения высоким целям", и удовлетворено, если картина "просто нравится". Искусство, таким образом, должно быть религиозным, но не слишком.
Разумеется, абсолютное большинство хотело бы видеть искусство фигуративным и реалистическим. Тут мы мало чем отличаемся от простых тружеников всего мира. Но вот открытую живопись (в которой видны мазки) у нас терпят лишь 3%, в то время как в Америке ее предпочитает половина зрителей! Вот что значат многовековые традиции свободы.
ФИНЛЯНДИЯ
Самая любимая (размером с дверь холодильника), самая ненавидимая (размером с лист бумаги)
Идеальный размер картины абсолютно для всех в нашей стране, независимо от их политических пристрастий и образования, — с экран телевизора. Американцы же, представляя себе размер желанного полотна, поглядывают на посудомоечную машину или даже холодильник.
Цвет, который решительно предпочитают россияне, — голубой, причем страсть к нему растет с возрастом. Второй по популярности цвет — зеленый, но это в основном за счет молодежи, а также убежденных либералов. Среди последних нет ни одного, кому бы нравился черный цвет; напротив, монархисты отличаются несколько необычным пристрастием к черному, белому и серому. Коммунисты тоже люди и любят голубой, но на вопрос о втором любимом цвете все-таки вспоминают красный.
ТУРЦИЯ
(с посудомойку)
(с лист бумаги, причем отдельно отмечена нелюбовь к мазкам)
Что касается сюжетов, то лидирует по зрительской любви натюрморт с цветами (но не с фруктами), за ним с большим отрывом следуют сцены с животными, а людей наше мизантропическое население на картине предпочло бы не видеть (в отличие от американского). Если уж картина с людьми, то 20% наших зрителей хотели бы видеть детей, 15% — женщин, а мужчины милы лишь 4%. Остальные опрошенные еще не выяснили свою позицию. Примерно так же обстоит дело и в США.
Зато американцы явно предпочитают изображения известных личностей, нам же они решительно ни к чему. Пусть будут обычные люди, причем не позирующие, а занятые делом. А лучше всего один человек: многофигурные композиции любят лишь 19%. Сказывается, видимо, смертельная усталость от коллективизма и соборности: в США 48% хотят видеть на картине группу людей. 30% у нас считают, что изображенный человек должен быть одет, но почти столько же — за полуобнаженность.
США
Любимая картина (размером с посудомойку)
Нелюбимая картина (размером с лист)
В страсти к "ню" честно признались 11%, и тут мы впереди: у американцев на это решились только 3%, то есть примерно столько, сколько у нас любителей обнаженной натуры среди коммунистов.
Пейзажная часть картины должна изображать лес, считает средний россиянин, причем чем ниже уровень образования, тем выше "лесофилия". Американцы же не боятся водного пространства: они любят реки и озера. Что касается времени года, то заокеанские граждане без ума от осени, что у нас свойственно лишь закоренелым монархистам. Нормальный русский человек, будь он коммунист или демократ, как все давно подозревали, ненавидит зиму и не желал бы ее видеть даже на картине. Лето, разумеется, у нас вне конкуренции.
Таким образом, суммируя, можно заметить, что "любимая русская картина", если это не натюрморт с цветами, есть зелено-голубая сцена в летнем лесу с дикими животными и одиноким одетым ребенком, лучше женского пола и не из числа известных личностей, причем и животные, и ребенок не позируют, но заняты делом. Каждый, кто в раннем детстве бывал в Третьяковской галерее, без труда узнает в этом описании комбинацию "Аленушки" с "Мишками в сосновом лесу", правда, как вы помните, с религиозным оттенком..."
***
Вот на основе этих данных Комар и Меламид написали и усредненную "российскую" картину. Сейчас я ее вам покажу, только вот один аспект. Не забывайте, что это "современные художники", то есть люди, которые научились троллить, когда этого слова даже в проекте не было, еще при Хрущеве. И то, что они тут рисуют, это, конечно, не сугубо научное отражение вкусов. А, скажем, демонстрация нам всего несовершенства этого мира. (А также и других вещей, но об этом отдельно).
РОССИЯ
(любимая картина, с телевизор)
(нелюбимая, с холодильник)
Как мы видим, в hated paintings стабильно попадают аналоги авангарда, того, что в 20 веке наоборот, считается очень классным среди образованных людей.
КЕНИЯ
Собственно, что показывает этот арт-проект, который был очень высоко оценен профессионалами? Например, что "массовый" вкус очень отличается от элитарного, что актуальное искусство от народа далеко, что если художник будет потакать всем запросам, он станет пошлым... (Подробно разжёвано арт-критиками тут, если кому интересно)
ИСЛАНДИЯ
Один из авторов проекта Виталий Комар характеризует его так: «…вместе с Россией мы осваивали демократию — пользуясь американским социологическим инструментом. И увидели страшный лик демократии в искусстве, лицо нового диктатора — большинства. В результате, как мы и хотели, возникло несколько новых вопросов. Стоим ли мы за демократию? И если да, то почему так хотим быть элитой? На словах все провозглашают демократию, но любое искусство страшно тоталитарно»
ДАНИЯ
ИТАЛИЯ
(Выделяется; кажется, больше не любит сюрреализм, чем абстракцию)
ГОЛЛАНДИЯ
Страна, которая удивила всех, единственная, кому нравятся абстракции и не нравятся котики.
Кстати, опросы эти производились по старинке, обходом ножками и контрольными обзвонами. А когда в проекте попробовали сделать интернет-голосование на предпочительное, по тем же пунктам, то вкусы веб-общественности (без привязки к регионам) оказались вот такими, невнятными.
WEB
Вот для этих картин я парных "нелюбимых" не нашла, к сожалению. Очевидно, это из второй волны проекта, и на офиц. сайте это не довесили. Если знаете, где лежат, кидайте плиз, без сопоставления не так интересно.
НОРВЕГИЯ
(Картина про Швейцарию была ошибочная, там датский флаг, убрано)
В 2010 году Комар тряхнул стариной и сделал для двух отдельных русских городов картины, тоже на основе опросов:
ПЕТЕРБУРГ
ПЕРМЬ
Живьем, на выставках, это еще очень интересно выставлялось: в окружении наукообразных диаграмм и графиков соцопросов, таблиц, показывающих динамику общественных запросов, заполненных анонимных анкет.
А вот еще интересная часть проекта, который был международным, и у нас об этой части не знают. В нем также принял участие композитор-экспериментатор-психолог Dave Soldier, составивший опрос, в котором приняли участие 500 человек. На основе ответов респондентов были сделаны 2 песни: «The Most Wanted Song» и «The Most Unwanted Song», где учитывались самые неприятные инструменты (волынки и т.п.), тембры голоса (колоратурное сопрано) и прочие мелочи.
"Хорошая" (авторам хитов для Евровидения на заметку)
"Плохая"
Спасибо Денису и Анне, что помогли мне во время приступа
склероза.
***
Итак, после рассмотрения этих идиотических приятных глазов шедевров, как-то стало яснее, почему искусство после импресcионистов больше не хочет нравиться каждому "потребителю", быть красивым? Что-нибудь вы поняли, посмотрев эти картинки и прочитав этот текст? (Да, и еще раз подчеркиваю, Шагала и абстракционистов совершенно нормально НЕ любить, тут про другое).