lytdybr

Очередной наш вклад в просвещение: мы сделали доступ к учебникам всех наших онлайн-курсов бесплатным, теперь платить нужно только за выполнение заданий (вопросы с авторскими ответами, моделирование, задания) -- https://blog.system-school.ru/2023/03/06/besplatnyj-dostup-k-onlajn-programme-beskonechnoe-razvitie/. Какая логика в таком шаге? Вот:
-- чтение учебников мало что даёт для образования и очень дёшево по предоставлению доступа. И мы понимаем, что читать будут мало, но зато будут листать -- чтобы убедиться, что у нас никакого подвоха в части содержания. Вся информация курсов открыта, все источники литературы есть. Если кто хочет проверить, не было ли обновлений курсов, или использовать наши учебники как справочники, или хочет что показать друзьям и коллегам -- вперёд, бесплатно.
-- онлайн-курсы с заданиями уже осмысленны для сильных духом и умом. Шанс учиться есть, цена -- чашка кофе в неделю, или бумажная книжка в месяц. Больше "примерно одной книжки в месяц" всё равно освоить нельзя. Поэтому от 600 рублей в месяц за все курсы вместе, самая обычная цена для персональных онлайн-сервисов ежедневного потребления (музыка, книги, умные чат-боты, универсальные моделеры, и вот наши курсы тоже попадают в примерно эту категорию -- десять денежных условных единиц в месяц).
-- групповые курсы с преподавателями. Это сразу резко дороже, ибо работа живых людей (а не серверов) плохо масштабируется, она много дороже. Но и эффект курсов с преподавателями совсем другой, нежели эффект от "онлайн-самоучителя". Мы сейчас перерабатываем программу наших основных курсов, она будет двигаться к вузовскому варианту, но нам хотелось бы и её сделать подешевле: у нас накладные расходы меньше вуза, у нас время обучения до примерно такого же уровня компетенций меньше (грубо говоря, платить нужно будет всего не за десять лет обучения, а за три года -- год на наш "бакалавриат", год на "магистратуру", год на "аспирантуру").
-- индивидуальное обучение (менторство), это самое дорогое. Но это уже по факту консалтинг.
В написании ОдО решил взять "библиотечные дни", уж больно много происходит прямо сейчас (впрочем, как и всегда). В принципе, надо ещё поотслеживать, что происходит у (предыдущий списочек был ровно год назад в https://ailev.livejournal.com/1615402.html):
-- Mickael Levin: https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=luouyakAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate
-- Karl Friston: https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=q_4u0aoAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate
-- John Doyle: https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=C6DtGmMAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate
-- Chris Fields: https://chrisfieldsresearch.com/
-- Joel Lehman: https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=GcvxHWQAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate
-- Kennet Stanley: https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=6Q6oO1MAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate
-- Vitaly Vanchurin: https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=nEEFLp0AAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate
-- Andrei Khrennikov: https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=wdhkzPMAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate
-- David Wolpert: https://scholar.google.ru/citations?hl=en&user=PRjgI8kAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate (хотя я кратенько поглядел -- там что-то странное, уже не похоже на фронтир. Типа "математика с шумом, неопределённостью и ошибками должна спасти человечество", как-то очень философски звучит. Вроде как уже не надо отслеживать. Колчинский уже вычеркнут).
-- Daniel Wolpert (COIN): https://scholar.google.ru/citations?hl=en&user=YM8BRlUAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate
-- Eugene Koonin, https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=F4P3ghEAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate
-- ... ещё бы разобраться, что вообще происходит. Ибо тут даже нет по большому счёту тех, кто что-то делает руками сам в AI.
Много самых разных работ по "частицам" (про частицы писал уже в предпоследнем абзаце в https://ailev.livejournal.com/1674905.html). В работе "Path integrals, particular kinds, and strange things" https://arxiv.org/abs/2210.12761 вводятся обобщённые координаты движения и состояния (обычно для физики: добавить к пространству состояний системы дополнительные производные: путь, скорость, ускорение -- и это даст обобщённые состояния) и путь частицы через эти состояния в пространстве состояний. Далее говорится, что эти состояния могут быть внешние (воспринимаемые) и внутренние, и даётся ход на то, что есть "странные частицы", которые не просто воспринимают какие-то состояния окружения, но выбирают эти состояния сами -- particle becomes an agent or author of its sensory trajectories. То есть агент -- это частица, которая порождает модель того, что она будет чувствовать и далее действует так, чтобы этого предсказанного "восприятия" достичь. Итого, у нас всё частицы, и их слегка по-разному определяемые свойства агентности, разумности, способности к планированию, сознания и т.д., которые начинают определяться как способность целенаправленно двигаться через пространство состояний, в том числе и намеренно отдаляясь от кратчайшего пути к целевому состоянию, чтобы добиться результатов получше.
При этом с самими частицами надо разбираться эволюционно, и это "познание" в распределённых/distributed средах (то есть "эволюция идёт в нейронной сетке"), и дальше любые классификации должны делаться с учётом филогенеза, то есть эволюционного/исторического генетического рассмотрения вида -- биология чётко показывает, что иначе с классификациями не справиться. Кунин предлагает это для вирусов (https://journals.plos.org/plosbiology/article?id=10.1371/journal.pbio.3001922), Левин цитирует на эту тему в том числе и Ванчурина -- говорит, что "эволюция как нейросетка это даже не метафора, а вполне себе вот такое распределенное/connectionist познание", и именно это создаёт из индивидов-частей более высокоуровневые индивиды, там "всё запутано и нелинейно, и нельзя математически разделить, как в нейросетках" -- "Design for an Individual: Connectionist Approaches to the Evolutionary Transitions in Individuality", https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fevo.2022.823588/full. Прощай модульность и конструирование, "попутаем, всё что запутывается, всё будет зависеть от всего". Очень интересно поглядеть эти два тренда: коннекционизм эволюции (и таки появление границ -- модули-индивиды) и архитектурный тренд в нынешней инженерии по распутыванию нейронных сеток, ходы на работу с интерфейсами. В какой-то мере все эти Toolformers и все эти попытки сделать сервис-ориентированные архитектуры типа https://arxiv.org/abs/2302.12813 (там предлагают внешние модули plug-n-play для усиления ответов нейросетки) как раз про это, но дальше там черепахи до самого низа -- каждый такой сервис подключается к другим сервисам, и возникает сложнопереплетённая распределённая сеть, но с интерфейсами друг ко другу и выученностью/познанием этих интерфейсов в части максимизации полезности их задействования. Не хватает только какой-нибудь "валюты" на этих интерфейсах, чтобы всем этим можно было торговать -- деньги хорошо так прокачивают это образование "индивидов" более высокого уровня над разумными индивидами более низкого уровня.
Определения интеллекта, мышления и вменяемости от Левина, март 2022 (https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnsys.2022.768201/full, и ощущение при этом, что перевод у меня не столько с английского, сколько с латыни), и хотя я бы ещё поразбирался с тамошним кибернетизмом (все эти гомеостазы) хочу в этом направлении дополнить текущие по факту психометрические определения от Chollet:
-- Интеллект -- это степень умелости ориентирования и перемещений в любом пространстве (не только в знакомом пространстве 3D движения, включая пространства строения (формы, структуры), генной/меметической транскрипции, физиологическое пространство и т.д., к желательным областям этих пространств, при этом избегая застревания в ловушках локальных минимумов. Оценки интеллекта любой системы зависят от наблюдателя и говорят столько же о наблюдателе и его ограничениях, как они говорят о самой системе. [intelligence is the degree of competency of navigating any space (not just the familiar 3D space of motility), including morphospace, transcriptional space, physiological space, etc., towards desirable regions, while avoiding being trapped in local minima. Estimates of intelligence of any system are observer dependent, and say as much about the observer and their limitations as they do about the system itself]. В Глоссарии этой статьи даётся ещё одно, более развёрнутое определение: Интеллект - функциональная способность решать проблемы в различных пространствах (не обязательно в трехмерном пространстве), не привязанная к конкретным реализациям, анатомическим структурам или масштабам времени. Степень интеллекта (IQ) пропорциональна умелости в ориентировании и перемещении по этим пространствам, включая, в частности, способность определять пути, которые временно ведут дальше от целевого состояния, но в конечном итоге позволяют достичь лучших результатов. Продвинутый интеллект использует дополнительные уровни самомоделирования, что позволяет осуществлять многоуровневое виртуальное моделирование "Я" и его внешнего мира (контрфактическое мышление), даёт тревожность и креативность (выявление возможностей, в отличие от решения только существующих сейчас проблем). В частности, фокусировкой на функциональных аспектах интеллекта и признанием, что не существует интеллектуального/разумного агента, который бы не состоял из частей, коллективный интеллект здесь обобщен (подчеркивая архитектуру функциональных связей между субъединицами) и не рассматривается как радикально отличный природный вид.
-- Мышление -- это функциональные вычисления, которые на основании восприятия определяют действия, позволяющие агенту охватить больший период времени (задействуя память и предсказательные возможности, какие может иметь агент), чем его немедленное "сейчас", что позволяет агенту обобщить и вывести паттерны из экземпляров стимулов-прекурсоров в более продвинутые формы сочетания концептов, язык и логику. [cognition refers to the functional computations that take place between perception and action, which allow the agent to span a wider range of time (via memory and predictive capacity, however much it may have) than its immediate now, which enable it to generalize and infer patterns from instances of stimuli—precursors to more advanced forms of recombining concepts, language, and logic].
-- TAME—технологический подход к вездесущости разума [Technological Approach to Mind Everywhere]
-- Вменяемость -- это тип концептуального и практического оснащения, которое оптимально для рационального изменения поведения данной системы. [Persuadability refers to the type of conceptual and practical tools that are optimal to rationally modify a given system’s behavior].
-- ... и там ещё сам глоссарий, куда вошли agency (свойство Self), consciousness (впечатление Self), cognition (деятельность Self), decision (событие в прохождении состояний Self, моделируемое как выбор разных путей), mind (функциональный динамический аспект Self), intelligence (способность Self), Maslow's hierarhy of needs (психологическая теория про относительные типы предпочтений и целей), Self (состоящая из частей система, где цели принадлежат целому, но не частям), stress (состояние уровня всей системы, которое движет систему из гомеостазиса -- в том числе сюда попадают и неустроенности/frustrations от конфликта между системными уровнями). То есть всё организуется вокруг Self::система.
Вот тут в комментах обсуждаем проблему текущего системного фитнеса с Анотом Климатом -- https://vk.com/wall-179019873_1671. Он дал интервью, в котором рассказывает про многоуровневость танцев и неизбежное при этом разделение труда. Я же ему отвечаю, что без понимания этой общей конструкции системных уровней системный фитнес останется лишь "классными упражнениями", "ещё одной йогой", "ещё одним пилатесом". При этом выпускники наших основных курсов отлично встраивают практики системного фитнеса в плавание, бокс, вокал, куда угодно. А вот пришедшие за "крутой телесностью" танцоры не могут с этим встраиванием справиться: у них получается даже сделать тело получше, но вот с танцевальностью в целом как-то не получается потом справляться. Поэтому у меня план не тратить время на нынешних танцоров, а развивать системный фитнес и системный мультиданс: легче будет наплодить новых танцоров, чем переучить нынешних, которые больше хотят "просто потанцевать", чем "стать умнее, и за счёт этого танцевать получше". Танцы тут, понятно, просто хороший пример (как всегда). По факту речь идёт о любых прикладных курсах. Смотрим на танцы и понимаем, что будет при попытке организовать любой курс-пререквизит для какого-то прикладного мастерства: пока нет понимания стека практик, не будет никакого особенного прогресса в прикладной практике, разве случайно.
Долго ещё думал над тамошней табличкой системных уровней, слово "танец" уж точно надо табуировать, а вот системой делать даже не "перформанс", а танцора -- станок, предоставляющий сервис танцевания. Дальше есть Self, которого может обрабатывать танцор::роль, зритель или даже партнёр, судьи и т.д. -- проще воспользоваться онтикой сервиса, которую я дал в ПСМ, чтобы продвинуться. Далее отдельно: изготавливаем станок, далее сеансы сервиса -- перформансы. Надо будет поправить во всех учебниках.
Зашёл случайно в "свежие релизы" на яндекс.музыке -- а там сплошные синглы, страницами. Нашёл один альбом, там аж пять двухминутных треков. Альбомная, концертная форма утеряна. Я помню, как покупал виниловую пластинку, и у меня было после занятий в университете отдохновение души: прослушивание свеженького диска, причём несколько раз. Это ж всего по двадцать минут сторона, сорок минут концерт! А потом после трёх таких часов внимательного прослушивания (не спрашивайте про качество звука, это был "Аккорд стерео") взять с трудом добытую бумажную книжку с фантастикой -- и ещё часа на четыре исчезнуть из жизни. Сейчас как-то сложно представить такое времяпрепровождение.
|
</> |