Дилогия "Пиноккио. Лес" и "Пиноккио. Театр" -
изысканная роскошь, причем едва ли имеющая какие-то вменяемые
аналоги даже в прошлом, а в настоящем и обозримом будущем на что-то
похоже и вовсе рассчитывать больше не приходится. Я видел оба
спектакля на премьере, а премьера состоялась 3,5 года назад:
- тогда Короля в "Театре" еще играл Владимир Коренев, ныне
покойный, и был в брежневском имидже невероятно смешон, теперь в
той же роли задействован Олег Бажанов.. С тех пор многие артисты,
занятые в проекте, вышли в кино- и сериальные звезды, другие
остались преимущественно театральными, но тоже узнаваемы, я поймал
себя на том, что в первом акте второй части, трехактного "Театра" -
а это, по-моему, ключевая и кульминационная составляющая дилогии,
мне знакомы (и в основном лично тоже) практически все Арлекины и
Пьеро! Вообще, как сейчас мне очевидно, "Театр" с его
иррациональностью и (простите за тавтологию) театральностью -
универсальной, тотальной - мощнее, чем повествовательно-сказочный,
при всей метафоричности и фирменной юханановской ироничной
"эзотерике", открывающий дилогию "Лес". Хотя именно "Лес" задает
инвариантный для всего творчества Бориса Юхананова сюжетный мотив:
метафизическое путешествие-испытание героя-протагониста в поисках
собственной цельности и самости к "вочеловечению" (и далее, если
угодно и если получится, к "вобожествлению") из состояния тварного
и бессмысленного "голема". Хрестоматийный, расхожий образ Пиноккио,
деревяшки-марионетки, посредством неудач, катастроф вплоть до
гибели с последующим, однако, возрождением, "воскрешением", для
такого повода идеально годится, но удвоенный носатый деревянный
человечек, фантастически, сверх человеческих возможностей, казалось
бы, сыгранный актрисами Марией Беляевой и Светланой Найденовой
(специфическая пластика, интонации и тембр исполнительниц вызывают
прям-таки желание копировать их манеру ходить и говорить, настолько
они "заразительны", пускай их двойной персонаж и деревяшка
безмозглая), с оглядкой на все многочисленные "прототипы",
литературные и киношные, в анамнезе, к заданной (не им, но ему...)
цели идет через игровые театральные практики - и тут Борис Юхананов
выступает последовательным учеником Анатолия Васильева, сколь ни
далеко его собственный театр отстоял бы от васильевского структурно
и визуально (да может, не так уж и далек - просто за динамикой
творчества Анатолия Васильева удается следить лишь спорадически,
однако ж вот недавняя серия его "открытых репетиций" пьесы Кольтеса
"Западная пристань" в МХТ показала, что та же пресловутая, с
Юханановым в первую очередь сейчас ассоциируемая
"процессуальность", и мэтру отнюдь не чужда). Неслучайно имя
Анатолия Васильева упоминается в "Пиноккио. Театре" прямым текстом
- особенно персонажем Игоря Лысова (тоже васильевский ученик, хотя
сам давно уж мастер), одной из ипостасей директора театра
Манджафокко (за вторую выступает Юрий Дуванов, работающий в ином,
более сдержанном ключе), а еще чаще, что характерно - и чаще, чем
на момент премьеры, что тоже характерно! - упоминается имя
Константина Богомолова,(между тем звучавшие в премьерных
спектаклях фамилии Додин и Женовач списаны в утиль) и вовсе не
в связи с его заявлениями или даже постановками, уже и про
"Волшебную гору", осуществленную Богомоловым на площадке
Электротеатра, особо не вспоминают (хотя спектакль был в своем роде
уникальный и знаковый, я успел посмотреть его четырежды, два раза с
участием режиссера и еще два с заменившим его Валерой Гориным),
просто юханановский опус, принципиально незавершенный и нарративно,
и "ритуально", включает импровизации, построенные на
стилизационно-пародийной методике дель арте, предполагает отражение
изменчивой реальности вокруг; реальность социально-политическая
Бориса Юхананова и в лучшие времена не интересовала, а теперь ее
спокойнее и вовсе игнорировать (по этому поводу герои "Театра"
рассуждают тоже - в духе "не хочешь заниматься прекрасным,
будешь заниматься актуальным..." - подразуемвая, что
предпочтительнее от "актуального" находиться в стороне), потому
"масками"-импровизаторами обыграна и, сколь возможно, осмыслена
реальность исключительно "цеховая", внутритеатральная, а реальность
эта нынче такова: говорим - театр, подразумеваем - Богомолов,
говорим - Богомолов, подразумеваем - театр... Положа руку на
сердце, даже для меня поминания Богомолова всуе тут было с
избытком, но - в мифологическом пространстве "ангелических" явлений
и истерик "джанк-паяцев", не говоря уже про "минус-людей" и прочих
"выблядков бытия" (кстати, в словотворчестве драматург, уж не знаю,
до какой степени осознанно, идет за Юрием Мамлеевым, автором куда
как не чуждым Электротеатру и Юхананову), в промежутке и на грани
"между реальностью и незасираемым" (а такая грань и
"внутритеатральное" пространство разделяет...), слегка запутывая и
запутываясь в театрально-мифологической "номенклатуре" собственного
авторского изобретения, реконструируя траекторию "лунатизма
паяца" на его пути сквозь бесконечную "вавилонскую башню"
театральных образов и сюжетов, ролей, пьес и спектаклей, "от
мертвого к живому через творчество" (как я это сформулировал для
себя в свое время под впечатлением от премьеры) - раз уж находится
место для конкретного, сегодняшнего театрального деятеля,
воплощающего обобщенные театральные архетипы, то в ком же еще,
кроме Богомолова, такого усмотреть и на кого указать? Мало того,
пересмотрев днями ранее "Новую оптимистическую" в МХТ (понятно, что
с осени прошлого года я видел ее гораздо чаще, нежели дилогию
"Пиноккио" за прошедшие с премьеры годы) сразу с несколькими
свежими и срочными актерскими вводами —
-, на второй части "Пиноккио. Театр" я себя поймал, что в
сущности, Юхананов и Богомолов к постижению реальности театром
движутся, может, и с противоположных концов театральной вселенной,
но к общей цели и единому центру. Так что и "Пиноккио" юханановский
в этом смысле - тоже "оптимистическая трагедия", и тоже, пожалуй,
во многих отношениях "новая", хотя кое в чем (здесь, конечно,
стилистически Богомолов и Юхананов расходятся обратно в
противоположные концы вселенной), наоборот, старая, древняя,
архаичная... Впрочем, "архаика" у Юхананова - такой же элемент
формально-стилевой игры, как у Богомолова - "актуальность", просто
Богомолов и ею не пренебрегает на том же пути "от мертвого к
живому" по грани
"между реальностью и незасираемым", где
сомнения, кто я,
("тварь дрожащая или право имею"),
"
лучшая часть дерева" или всего лишь
"деревянное
недоразумение", у всякого протагониста на любом этапе движения
возникает неизбежно.