Луденский процесс

топ 100 блогов pasha_popolam12.05.2023
Луденский процесс

Суд над ведьмами 1634 года в Лудене, Франция.

Дело Лудена (Affaire des possédées de Loudun), было печально известным судебным процессом над ведьмами, имевшим место в Лудене, Королевство Франция, в 1634 году.
После расследования, проведенного католической церковью, местный священник по имени Урбен Грандье был обвинен в вызове злых духов. В конце концов он был осужден за колдовство и сожжен на костре.

Дело аналогично другим судебным процессам над ведьмами, которые происходили в Западной Европе в 17 веке, такие как во владениях Экс-ан-Прованс (Франция) в 1611 году или ведьмы Пендл (Англия) в 1612 году, прежде чем они достигли Нового Света к 1690-м годам.

В постоянных усилиях по консолидации и централизации власти при Людовике XIII было приказано снести стены вокруг Лудена, города в Пуату, Франция. У населения было двоякое мнение по этому поводу. Гугеноты, по большей части, хотели сохранить стены, а католики поддерживали монархию. В мае 1632 года вспышка чумы в Лудене унесла множество жизней. В совокупности эти события способствовали созданию атмосферы тревоги в разделенном городе.

Луденский процесс

Урбен Грандье

Урбен Грандье родился в Рувере в конце шестнадцатого века. В 1617 году он был назначен приходским священником Сен-Пьер-дю-Марш в Лудене и каноником в церкви Сент-Круа. Грандье считался красивым, богатым и образованным человеком.

Красноречивый и популярный проповедник, он вызвал зависть некоторых местных монахов. Поскольку он не поддерживал политику кардинала Ришелье, он выступал за сохранение городской стены.

Было широко распространено мнение, что у Грандье родился сын от Филиппы Тренкан, дочери его друга Луи Тринкана, королевского прокурора в Лудене.

По словам г-на де Нио, советника в Ла-Флеш, Грандье возбудил враждебность ряда мужей и отцов, некоторые из которых были весьма влиятельными, тем бесчестием, которое он навлек на их семьи из-за отношений с женщинами из их домов. (Однако взгляды Нио можно понимать как взгляды участника последующего разбирательства, который полностью его поддержал.)

Примерно в 1629 году Жак де Тибо, возможно, родственник Филиппы, весьма громко высказал свое мнение о поведении Грандье с женщинами. Когда Грандье потребовал объяснений, Тибо избил его тростью возле церкви Сент-Круа. В ходе судебного разбирательства Тибо выдвинул определенные обвинения, в результате чего магистраты передали Грандье церковному суду.

Затем епископ запретил Грандье выполнять какие-либо общественные функции в качестве священника в течение пяти лет в епархии Пуатье и навсегда в Лудене. Грандье обратился в суд в Пуатье. Поскольку ряд свидетелей отказались от своих показаний, дело было прекращено без ущерба для представленных новых доказательств.

Луденские Урсулинки

Урсулинский монастырь был открыт в Лудене в 1626 году. В 1632 году настоятельница Жанна де Анж руководила семнадцатью монахинями, средний возраст которых составлял двадцать пять лет.

Первые сообщения о предполагаемой одержимости демонами появились примерно через пять месяцев после вспышки чумы в 1632 году, когда она пошла на убыль.

В то время как врачи и богатые владельцы собственности покинули город (врачи, потому что они ничего не могли сделать), многие жители пытались изолировать себя. Монастыри закрылись за стенами, монахини перестали принимать посетителей.

Грандье посещал больных и раздавал деньги бедным. Молодая монахиня рассказала, что ей было видение ее недавно умершего духовника, отца Муссана. Вскоре другие монахини сообщили о подобных видениях. Каноник Жан Миньон, капеллан монастыря, который также был племянником Тринкана, решил что пора провести прцесс экзорцизма. В городе люди говорили, что это «самозванство».

Монахини утверждали, что демон Асмодай был послан, чтобы совершать с ними злые и дерзкие поступки. Во время расспросов о том, что в них вселился злой дух, монахини дали несколько ответов о том, кто вызвал его присутствие: священник, Петр и Завулон.

Спустя почти неделю, 11 октября, Грандье был назван ответственным за это магом, хотя никто из них никогда его не встречал.

Затем были доставлены люди, которые якобы были врачами и аптекарями. Каноник Миньон сообщил местным магистратам о том, что происходит в монастыре. Грандье подал петицию, в которой говорилось, что его репутация находится под угрозой и что монахини должны быть заключены в тюрьму.

Вмешался архиепископ Бордо и приказал изолировать монахинь, после чего видимость одержимости, казалось, на время утихла.

Все более экстремальное поведение монахинь: крики, ругань, лай и т. д. привлекали значительное количество зрителей. В конце концов кардинал Ришелье решил вмешаться. Грандье уже оскорбил Ришелье своим публичным противодействием сносу городских стен, и его репутация незаконных отношений с прихожанами не улучшила его положение у кардинала. Вдобавок Грандье написал книгу, критикующую дисциплину безбрачия духовенства, а также язвительную сатиру на кардинала.

Расследование

Примерно во время дела монахинь Жан де Лобардемон был отправлен снести городскую башню. Ему помешала городская милиция, и по возвращении в Париж он сообщил о положении дел в Лудене, в том числе о недавних беспорядках в монастыре урсулинок.

В ноябре 1633 года де Лобардемону было поручено расследовать это дело. Грандье был арестован в качестве меры предосторожности против его побега из этого района.

Затем комиссар начал брать показания свидетелей, которые говорили, что Грандье часто таинственным образом появлялся в монастыре в любое время суток, хотя никто не знал, как ему удалось проникнуть внутрь. Священника также обвинили во всевозможных непристойностях.

Затем Лобардемон допросил Грандье относительно фактов и статей обвинения и, заставив его подписать свои показания и опровержения, отправился в Париж, чтобы сообщить об этом суду.

Были перехвачены письма Байи де Лудена, главного сторонника Грандье, Генеральному прокурору парламента, в которых утверждалось, что показания являются подделкой. Ответ последнего также был изъят.

Приговор

Г-н де Лобардемон вернулся в Луден с декретом Совета от 31 мая 1634 г., подтверждающим все его полномочия и запрещающим парламенту и всем другим судьям вмешиваться в дело, а также запрещающим всем заинтересованным сторонам подавать апелляции под угрозой штрафа в размере пятисот ливров.

Грандье, который содержался в тюрьме Анже, был возвращен в Луден. Лобардемон еще раз допрашивал монахинь, теперь разбросанных по разным монастырям. Епископ Пуатье, послав нескольких докторов богословия для осмотра жертв, лично прибыл в Луден и в течение следующих двух с половиной месяцев проводил экзорцизм.

23 июня 1634 года в присутствии епископа Пуатье и г-на де Лобардемона Грандье был доставлен из тюрьмы в церковь Санта-Крус своего прихода, чтобы присутствовать при экзорцизме. Там же были и все одержимые. Поскольку обвиняемый и его сторонники заявили, что доказательство было простой подделкой, ему было приказано самому стать экзорцистом, и ему подарили палантин. Отказаться он не мог, а потому, взяв епитрахиль и обряд, получил пастырское благословение, а после того, как была пропета Веня Творца , приступил к экзорцизму в обычной форме.

В августе 1634 года дело слушалось перед местными магистратами. Утверждалось, что Грандье заключил договор с дьяволом и пригласил кого-то на шабаш ведьм. Грандье был признан виновным в колдовстве и наложении злых чар, чтобы овладеть монахинями-урсулинками, он был приговорен к сожжению на костре.

Луденский процесс

"Мы приказали и приказываем упомянутому Урбену Грандье должным образом предстать перед судом и быть осужденным за преступление магии, малефисию и одержимость демонами нескольких урсулинских монахинь города Луден, а также других светских женщин, вместе с другими обвинениями и вытекающие из них преступления. Для искупления этого мы осудили и приговариваем упомянутого Грандье к совершению почетного возмещения ущерба, с непокрытой головой, с веревкой на шее, с горящей свечой в руке весом в два фунта, перед главными дверями церкви св. Пьер-дю-Марше, а до этого - святой Урсулы из этого города. Там на коленях просить прощения у Бога, Короля и закона; Сделав это, он должен быть доставлен на общественную площадь Санта-Крус и привязан к столбу на эшафоте, который должен быть возведен на указанном месте для этой цели, и там быть сожжен заживо ... и его прах развеян по ветру. Мы приказали и приказываем, чтобы все без исключения предметы его движимого имущества были приобретены и конфискованы королем; сумма в 500 ливров сначала берется за покупку бронзовой доски, на которой будет выгравирован отрывок из настоящего судебного процесса, которая будет установлена на видном месте в упомянутой церкви Урсулинок и останется там на всю вечность. И прежде чем приступить к исполнению настоящего приговора, мы приказываем упомянутого Грандье подвергнуть первой и последней степени пыток в отношении его сообщников".

Среди прочих пыток Грандье подвергли «сапогу».

Исполнение

Грандье доставили в суд Лудена. Когда ему зачитали приговор, он искренне умолял г-на де Лобардемона и других комиссаров смягчить суровость их приговора. Г-н де Лобардемон ответил, что единственным средством побудить судей смягчить наказание является немедленная выдача его сообщников. Единственный ответ, который дал Грандье заключался в том, что у него не было сообщников.

Отцу Грандье пообещали, что у него будет возможность выступить перед казнью, сделав последнее заявление, и что его повесят перед сожжением в качестве акта милосердия.

С эшафота Грандье попытался обратиться к толпе, но монахи плеснули ему в лицо большое количество святой воды, так что его последние слова не были слышны.

Затем, по словам историка Роберта Рэпли, экзорцист Лактанс заставил казнь отклониться от запланированного курса действий - в ярости из-за насмешек толпы, собравшейся для казни, Лактанс зажег погребальный костер, прежде чем Грандье можно было повесить, оставив его на сожжение живым.

Затем палач, как это всегда делается, подошел, чтобы задушить его; но пламя вдруг вспыхнуло с такой силой, что веревка загорелась, и Грандье заживо упал среди горящих дров.

Процесс не остановился после казни отца Грандье; в результате публичные экзорцизмы продолжались. В своем кратком изложении луденских владений автор Моше Слуховский сообщает, что разбирательства продолжались до 1637 года, через три года после смерти Грандье: «Последние ушедшие демоны оставили явные признаки своего выхода из нее (Жанны де Анж) .

Достигнув своей первоначальной цели, Ришелье прекратил расследование событий в Лудене. Некоторые утверждают, что на самом деле Жанна де Анж остановила публичные экзорцизмы. У Жанны якобы было видение, что она будет освобождена от Дьявола, если совершит паломничество к могиле Святого Франциска Сальского. Она поехала в Аннеси, затем посетила кардинала Ришелье и короля Людовика XIII в 1638 году; демоны явно ушли.

Пост-исторический анализ

В 1679 году английский философ Джон Локк пришел к выводу: «История монахинь Лодуна [так в оригинале] была не чем иным, как уловкой кардинала Ришелье уничтожить Грандье, человека, которого он подозревал в написании книги против него, который был осужден за колдовство и сожжен за это. Сценой руководили капуцины, и монахини хорошо проделывали свои фокусы, но все было обманом».

Агенор де Гаспарин предполагает, что ранние так называемые «демонические проявления» на самом деле были розыгрышами некоторых студентов-интернатов, чтобы напугать некоторых монахинь; и по мере того, как дела развивались, именно капеллан Жан Миньон представил имя Грандье внушаемым монахиням.

Мишель де Серто приписывает симптомы монахинь какому-то психологическому расстройству, такому как истерия, и рассматривает события в контексте меняющегося интеллектуального климата Франции 17 века.

Одержимость позволяла монахиням выражать свои мысли, опасения и страхи через голос другого.

События в Лудене длились несколько лет и привлекли большое внимание во Франции. В этом смысле это был своего рода политический театр. Грандье служит козлом отпущения, чтобы изменить двойственное отношение жителей Лудена к центральной парижской власти.

Олдос Хаксли в своей научно-популярной книге «Дьяволы Лудена» утверждал, что обвинения начались после того, как Грандье отказался стать духовным наставником монастыря, не подозревая, что настоятельница, сестра ангелов Жанна, стала одержима им, увидев его издалека и услышав о его сексуальных подвигах.

По словам Хаксли, сестра Жанна, разгневанная его отказом, вместо этого пригласила каноника Жана Миньона, врага Грандье, стать директором. Затем Жанна обвинила Грандье в использовании черной магии для ее соблазнения. Другие монахини постепенно начали выдвигать подобные обвинения.

Однако месье де Нио, советник La Flèche, сказал, что Грандье подал заявку на эту должность, но вместо этого она была присуждена канонику Жану Миньону, племяннику месье Тренкана.

Огюстен Кальме, среди прочих, сравнил это дело с мнимой одержимостью Марты Бруасье (1578 г.) — делом, которое в свое время привлекло большое внимание. Это сравнение частично основано на обстоятельствах, связанных с инцидентами, все из которых указывают на мнимую одержимость.

В своем трактате Кальме утверждает, что причины несправедливости, совершенной в Лудене, были смесью политических амбиций, потребности во внимании и основного желания избавиться от политических противников. Кальме возлагает вину за трагедию в Лудене на кардинала Ришелье, главного министра Людовика XIII, и его цель - убрать Урбена Грандье.

Судьба Грандье, вероятно, была решена из-за того, что он помешал плану кардинала разрушить укрепления Лудена, включая замок Луден. Снос, которым должен был руководить Жан де Лобардемон, был частью программы Ришелье по уничтожению опорных пунктов гугенотов путем разрушения местных укреплений. И протестанты (гугеноты), и католики, жители Лудена, были против удаления их зубчатых стен, что оставило бы их без защиты от наемных армий.

Грандье процитировал обещание короля, что стены Лудена не будут разрушены, что успешно предотвратило снос укреплений Лобардемоном. Лобардемон немедленно доложил Ришелье о неудавшихся экзорцизмах, клеветнической сатире и препятствовании Грандье планам Ришелье, тем самым спровоцировав трагедию в Лудене и кончину Грандье.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Строчка песни времен перестройки абсолютно точно подходит тем российским обывателям, которые почему-то очень гордятся тем фактом, что нынешняя Россия экспортирует зерно, попутно поминая "поганый совок", который это самое зерно импортировал.   Хоть убейте меня, но не могу понять, как ...
Особенно умиляют результаты эффективного менеджмента ...
Попросила спросить безЖЖшная знакомая, у которой дочка собралась идти на атуду. Что происходит, если во время учебы или сразу после, но до призыва, девушка выходит замуж? Она все равно должна отслужить всю срочную службу и кеву? А если она выходи замуж, уже начав служить? А если выходит за ...
История с тоскующим по Гилеру татупедом Витко не прошла незамеченной в Израиле. В Израиле обеспокоены песнями украинского депутата о Гитлере МОСКВА, 27 дек – РИА Новости. Распространенная в сети видеозапись, на которой украинский депутат и командир добровольческого батальона МВД Украин ...
Доброе утро! Начитавшись сообщество , решила ступить на скользкий путь интернет-шопинга (нам не надо валюту по нормальному курсу, нам побольше подавай :) и 11/02/14 сделала первый заказ. Оплата нашей картой без проблем, в РФ отправляют напрямую, доставка обошлась в странные 33 фунта ...