ЛУЧШИЙ СКАРАМУШ
ygashae_zvezdu — 16.08.201916 августа ушел из жизни один из моих любимых актеров Стюарт Грейнджер (1913-1993).
Началось мое увлечение в детстве, когда я увидел Грейнджера в фильме «Верная рука – друг индейцев», не запомнив, понятное дело, его фамилию.
Много позже, телеканал «ТВ-6», у которого в первый год создания была проблема с заполнением эфира, начал гонять классические голливудские фильмы в рубрике «Золотая фильмотека». Именно тогда я проникся классикой Голливуда вообще и Джеймсом Кэгни, Эрролом Флинном, Стюартом Грейнджером в частности.
Карьеру Стюарт Грейнджер начинал в Англии. Изначально звали его Джеймс Стюарт, пришлось брать псевдоним, поскольку актер с такими позывными уже состоялся в Голливуде, и имя его гремело по обе стороны Атлантики. Выходец из потомственной актерской семьи, Грейнджер мыслил себя в театре и только там, хотя при росте 1,91, спортивной фигуре и благородном профиле был просто обречен на успех в кино.
Кино ворвалось в жизнь Грейнджера во время Второй Мировой. Парня взяла на вооружение студия «Гейнсборо», прославившаяся историческими фильмами с богатым, грамотным интерьером, безупречной операторской работы и привлечением лучших актерских сил. Грейнджер сразу показал героя, которого хотела видеть студия и ее зритель. В фильмах «Человек в сером», «Мадонна семи лун», «Фанни при газовом свете», «Капитан Бойкотт» актер был точен, красив, притягателен. И студия доверила ему роль Николо Паганини в «Волшебном смычке».
Однообразие ролей скоро Грейнджеру наскучило, но в других ролях его никто не видел. Исследуя свой творческий путь, актер останавливался только на работе в фильме «Сарабанда для мертвых влюбленных».
Надежда на перемены возникла, когда Грейнджер получил роль в экранизации пьесы Бернарда Шоу «Антоний и Клеопатра». Лента со свистом провалилась в прокате, но во время съемок популярный актер встретил шестнадцатилетнюю статистку Джин Симмонс. Когда три года спустя, в 1948, Симмонс стала мировой знаменитостью, сыграв Офелию в «Гамлете» Лоуренса Оливье, пара вступила в брак.
В 1950 Грейнджер и Симмонс получили приглос в Голливуд. Неизвестно на что рассчитывал актер, но ждали его опять роли в костюмных фильмах. Производство Голливуда славилось консервативностью и сменить амплуа полюбившееся зрителям стоило многих трудов. А Грейнджер дебютировал в классической костюмной роли Алана Квойтермена в «Копях царя Соломона».
В 1953 студия «МГМ» сняла Грейнджера в экранизации романа Рафаэля Саббатини «Скарамуш» и, боже!, в этом творении Джорджа Сидни все прекрасно. Лента побывала в Советском прокате и вот в той озвучке ее лучше всего смотреть. Краски, лихо закрученный сюжет, прекрасно выписанные характеры, самая длинная в истории кинематографа дуэль на шпагах!
Сидни вообще не дооценили в Голливуде бросая его на любой материал, тогда как этот режиссер гениален именно в жанре лент «плаща и шпаги», что доказано его постановками «Трех мушкетеров» и «Малышки Бесс». В «Малышке Бесс» Грейнджер играл вместе с женой. Историю обреченной любви адмирала Томаса Сеймура и принцессы Елизаветы Тюдор (будущей королевой), Сидни решил в антураже «нуара», - всюду враги и действие, в основном, ночью.
Не знаю, видел ли «Малышку Бесс» Фриц Ланг, но задумав схожий эксперимент, - лента «плаща шпаги» в «нуаровой» стилистике, - он потребовал у студии Грейнджера. Фильм «Мунфлит» рассказывал о контрабандисте, который вынужден опекать внебрачного сына, меж тем как власти начинают на него охоту. Действие происходит в Англии 18-го века, но стоящий перед экзистенциальным выбором герой Грейнджера выглядит как Хэмфри Богарт в жабо. Вокруг вьются пособники (гангстеры), любовница (которая предаст), нувориш (банкир, башляющий гангстеров). К сожалению, «Мунфлит» не прозвучал. Ланг разругался с продюсерами, монтаж отдали другому режиссеру. Во Франции «Мунфлит» прокатывался в авторском варианте.
Не знаю, какую версию довелось видеть мне, но она впечатлила. Как впечатлил и «Красавчик Браммелл», где Стюарт составил потрясающую пару с Питером Устиновым.
К сожалению, в фильмах второй половины 1950-ых видно как на Грейнджера наступает возраст. Он отяжелел, поседел, потерял задорный драйв. Начав голливудскую карьеру в 37 лет, через десятилетие он был вынужден ее завершить.
А вот Джин Симмонс вытянула счастливый билет только в 1960, когда Стенли Кубрик дал ей роль Варинии в «Спартаке». До этого Симмонс играла слишком пресных героинь в фильмах на сюжеты из истории Древнего мира: «Андрокл и лев», «Плащаница», «Египтянин», «Деметрий и гладиаторы». После «Спартака» с ней продлили контракт, с Грейнджером нет. Это означало развод.
Как бывшая звезда Голливуда Грейнджер был популярен в Европе, это заставило его помотаться по миру. Он снимался в Италии, Югославии, ФРГ. Из этих фильмов выделялась разве что линейка вестернов ФРГ по романам Карла Мая «Среди коршунов», «Нефтяной король», «Верная рука – друг индейцев», где Грейнджер выступил в роли Шаттерхенда.
Последние годы актер отдал театру, вспоминая кинокарьеру более чем едко.
На мой взгляд, несправедливо. В лучших своих фильмах Грейнджер создал образ благородного и красивого героя. На современном экране таких я не вижу.