Лучший фильм с упоминанием ранних славян ( "Варяг" 2022 года )
sevastian_mos — 05.06.2022 Наконец то показаны реальные славяне, пусть кратко и обрывисто, но это первый фильм который не соврал ни про славян, ни про викингов. Да, именно такие крепости они строили, в такой одежде ходили, так в целом жили и подвергались угонам в рабство. По фильму викинги нападают на крепость славян, проплыв по реке вглубь их территории. Это первая большая киношная работа, где славяне показаны такими, какими они и были - вольным народом, который даже зажатый в угол ещё долго сопротивляется захватчикам. С одной стороны простенькие жилища и культура, с другой не обидно видеть такими наших предков. Да, викинги в этот раз сильнее, однако пленники не вызывают презрения, наоборот уважение.Удивительные ощущения! Наконец то смотришь кино и нечему возмущаться - классно ж снято! После отвратительного по уровню новодела от Ридли Скотта прям тошнило, ещё больше воротило от кустарщины российской, когда ещё и дёшево всё было и разворовано на стадии подготовки к съёмкам, а языческие жрецы чуть ли не скотами показаны как в российском ширпотребе под названием "Викинг". А здесь отдохнула моя душа историка. Удивительно то, что при этом режиссёр Роберт Эггерс мягко говоря не славянин, он коренной американец и его родня близко не восточные или западные славяне. Так получается, что лучший фильм с упоминанием славян, со времён развала СССР, создал американец, снимавший вообще то про викингов.
Начиная со славянской крепости - она по фильму круглая.
А вот абсолютно реальное Шестовицкое городище, входящее в Шестовицкий археологический комплекс, Украина, 12 км от Чернигова, на реке Десна. Датировка городища начиная с 800 годов и до 1100. В фильме крепость имеет вид попроще, только круглая часть, без усиленных ворот. Однако Шестовицкое городище было именно княжеским, там стояла дружина киевского князя, а вокруг расположен большой курганный комплекс, десятки сожжённых захоронений, десятки целиком похороненных, включая воинов с рабынями и оружием, с конями. В общем фильм ни на йоту не соврал, по сюжету штурмом взята второстепенная славянская крепость, она такой и должна быть, как показано.
Вот славянская крепость уже в Германии, земля Бранденбург, Дольна Лужица.
Реконструкция раннесредневекового славянского городища Брудно, близ Варшавы.
Крайне приятно - даже с системой частоколов и внутренней частью и стены и городища не наврал режиссёр, всё точно.
Фрагменты фильма со славянскими домами
Реальные дома, точные археологически реконструкции. Так что и здесь фильм от и до правильно показал жизнь славян внутри городища. И да, было реально грязно, даже если использовали деревянные настилы. На теле из меняли редко и они крайне быстро утаптывались в Украинские и Белорусские чернозёмы и глины и вокруг конечно была грязюка. Плюс мостили дорожки строго в центровых городах, а простые крепостицы обходились землёй, что и учтено на реконструкция современных.
Это Гросс Раден, Германия, где так же были найдены и восстановлены знаменитые славянские, лёгкие ладьи, в которых не использовался ни один гвоздь. Викинговские драккары наоборот держались на гвоздях.
Краткий, но ёмкий момент в фильме, показывающий поведение уже побеждённых славянок. Все мужчины воины-славяне погибли в бою, ни один по фильму не отступил, не убежал бросив своих. Уважение режиссёра наглядное, лучше и не сделать. И вот викинги делят добычу в виде рабов и рабынь. Ребёнка оттаскивают от матери, что бы отволочь в избу и сжечь с другими лишними, а мать поволокут насиловать. Викинги по фильму вообще отморозь полная, прям как в сериале "Викинги", где они убили целую семью французских крестьян. Здесь эта выморозь такая, что на их фоне славяне - ангелы небесные.
Другая молодая славянка падает на колени, молит о пощаде и тут же пробует викинга зарезать, по сути рискуя мгновенно погибнуть. Да, неудачно, но она пыталась, а геройства и умения у викингов на этом фоне ноль.
Удивительно, но даже мимолётно проскакивающая взрослая славянка, с головным убором, тоже исторична. Головные уборы примерно такими и были в повседневности и подвесного типа украшения реально крепились к охватывающей голову полосе ткани с вышивкой - очелье.
НАСЕЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЛЕСА (по материалам археологических раскопок Варваринского некрополя в г. Плес Ивановской области). Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и другой пример справа.
По сюжету славян окончательно превращают в рабов - клеймят каждого, включая совсем молодых девушек. Часть распродают в Константинополе, часть увозят в Исландию
Археологически точная вышивка, которую делали славяне на одежде
Приглядываемся к штурму славянского городища и дальнейшей делёжке рабов - ну это ж просто шедевр, а не фильм! Платья - да, именно такие. Расположение вышивки - да, точно там где должна быть у мужчин и женщин. И даже в массовке славян, когда по ним буквально проскальзывает камера, у женщины с ребёнком на руках ОЧЕЛЬЕ, ОЧЕЛЬЕ точно такое, как на научной, археологической реконструкции! Режиссёр - ты мастер, ты человечище! Благодарю тебя от лица всех археологов и реконструкторов. Такого внимания к деталям мы не наблюдали все 32 года "демократического российского кинематографа".
И мужчина, в фильме за славянина себя выдавал викинг. вышивка на рубахе, у горла - смотрим на археологическую реконструкцию... снова уважение к деталям и точности исторической.
Обувь - опять таки есть реконструкция выше и по ней очевидно, что у мужчин не было сапог с каблуком, а были мягкие, облегающие ногу обувки из кожи. В принципе можно нудно сказать, что обычно обувь у восточных славян не была высокой шнуровки, а почти всегда короткие чеботы кожаные были и поршни ( но с именно такой шнуровкой как фильме, имею ввиду принцип). Но на фоне качества проделанной работы это вообще в фильме не неточность, а вполне возможный вариант обуви, который просто не сохранился до наших дней.
Вышитые тканевые, женские опояски и очелья на многих женщинах. Детали учтены, актёры по честному валяются в грязи и не встают на место посуше. Говаривают что режиссёр буквально умучил главного актёра и тот реально начал ехать крышей, думал что оказался в настоящем викинговском мире и стал натурально звереть, зверь пробуждался при батальных драках. Это и отличает легенду от тех, кто снимает со словесами "отстаньте, я просто режиссёр 21 века". Замечательное кино, образец для подражания, золотой фонд исторической точности на экране.
Дальше уже можно рассказывать про викингов и их историческую точность. Она тоже на высочайшем уровне, хорошо показаны языческие культы, уважительно обрисованы боги и их помощь людям, к ним обращавшихся. Это тогда для второй части про фильм.
|
</> |