Лучший авианосец Второй мировой

топ 100 блогов naval_manual09.04.2018

Ответ на вопрос, о чём думали Каннингхем, Спрюэнс и лорды Адмиралтейства, когда делали свои скандальные выводы, стоит искать архивах. Однако дело это хлопотное и долгое, а в эти тревожные для нашей страны дни авианосный вопрос стал судьбоносным - и промедление недопустимо. Поэтому порассуждать на эту тему не просто можно - нужно уже сегодня.

Ненужная роскошь

Авианосцы во время Второй мировой не были необходимым элементом флота. Немцы и итальянцы обошлись без  них. Более того, они воевали без собственной авиации. Тем не менее, немцы взяли Норвегию и поставили на уши Атлантику. Итальянцы больше двух лет обеспечивали ведение крупной заморской сухопутной кампании, т.е. решали одну из традиционных флотских задач (наиболее ярким их достижением стало, безусловно, обеспечение оккупации Туниса - тогда, когда казалось, что уже всё).

Счастливые обладатели авианосцев так же зачастую обходились без них - причём в делах крупных и важных. Так было во время высадки в Нормандии - крупнейшей десантной операции войны. Грандиозная японская конкиста 1941-1942 гг. проходила практически без участия авианосцев - непосредственного участия. А "морской" кульминацией этой кампании стали бои в Яванском море - последнее и незаслуженно забытое генеральное сражение. Американцы так же подолгу обходились без активного участия авианосцев во время контрнаступления на Соломоновых островах в 1943 г.

При всё этом авианосец и палубная авиация были удовольствием дорогим. В прямом (об этом хватит) и переносном смыслах. С одной стороны, интеграция авианосца в доктрину и бюрократическую систему была вызовом для флота и адмиралов, порождающим вопросы, на некоторые из которых нет однозначного ответа до сих пор (наиболее яркий пример - вопрос о том, кто должен командовать авианосцем, моряк или авиатор). С другой стороны - развитие палубной авиации ожесточало борьбу флота с ВВС, которая в таком случае велась не только за деньги, но и за кадры (лётные, технические, инженерные) и производственные мощности. Цена палубной авиации была очень высока.

Единственная особенность

Во время Второй мировой войны палубная авиация решала много задач. Однако исключительные возможности авианосца целиком и полностью сводились к возможности использования истребителей за пределами радиуса действия базовой истребительной авиации - всё, не связанное с этим, могли решать другие силы и средства. Единственной задачей стратегической важности, которая могла быть решена с использованием исключительной особенности авианосцев, было обеспечение господства в воздухе над зоной высадки крупного десанта - если таковой оказался достаточно далеко от родных берегов.

Сказанное в предыдущих двух абзацах позволяет, с одной стороны, уверенно утверждать, что авианосец был бы "белым слоном" и для немцев, и для итальянцев. С другой стороны - он был необходим лично Честеру Нимитцу, который хотел наступления в центральной части Тихого океана. Именно эта идея и привела к появлению монстра 38/58, которым в 1945 г. пугали японских детей.

Сами предложат и сами всё дадут

Кульминационными моментами "наступления Нимитца" стали два крупных морских сражения - в Филиппинском море и в заливе Лейте. Сценарии которых и дают ответ на тот самый вопрос - как прикрытый истребителям флот линкоров может грозить авианосному врагу? Единственным надёжным способом заставить нежелающего противника вступить в бой является атака объекта, потеря которого страшнее потери флота - эту максиму вывел ещё Отто Гросс, размышляя над печальной историей войны в Северном море в 1914-1918 гг.

Именно это и случилось в 1944 г. И американцы показали, как можно заставить противника полезть под огонь линкоров - атакуйте важный объект, истребите его авиацию, и он придёт сам, если не сегодня, то завтра. Не надо будет никуда бежать, надо будет просто терпеливо ждать. Вероятно, именно эту мысль и думал в 1945 г. Рэймонд Спрюэнс.

Ударная составляющая палубной авиации в этом контексте только мешала. В первый день сражения в Филиппинском море американцы её попросту не задействовали - а во второй результат их атаки был, мягко говоря, скромным. Во время сражения в заливе Лейте активные воздушные атаки против соединения Курита позволили убить "Мусаси" - однако переоценка результатов атаки привела к тому, что решительного результата Хэлси не достиг, а на следующий день потратил ценный палубный ресурс на уничтожение надувных авианосцев. Между тем, у TF34 было примерно 98,5% шансов на победу - решительную, сокрушительную победу - над японцами в надводном бою 25-26 октября 1944 г. Хэлси эту возможность упустил, а Кинкейд, решивший использовать палубную авиацию после надводного боя, добился решительного успеха.

Идея о том, что появление авианосца дало флоту возможность танцевать генеральное танго в одиночку, распространена достаточно широко (её разделяет даже линейный пророк Лундгрен). Есть основания считать эту идею ошибочной. Палубная авиация периодически добивалась крупных частных успехов - однако даже Таранто и Пёрл-Харбор, скорее, помешали достижению успехов решительных. О шансах японцев в генеральном сражении где-нибудь в марте 1942 г. можно спорить долго - однако (слишком дурна репутация итальянцев) мало кто, наверное, будет возражать, если я скажу, что для британцев линейный бой в 1940-1941 гг. был бы более чем желаемым событием. Операция "Judgement" в известном смысле помешала реализовать это желание.

Бронируйте палубу

И, собственно, по заглавной теме. Лучшими авианосцами Второй мировой были британские "броненосцы" - не зря же им посвящён лучший военно-морской сайт в мире. Бронированный ангар и сильное зенитное вооружение были отличным довеском к истребительному вооружению. В комплексе они были заточены на истребление вражеской авиации лучше других. Продолжением этих достоинств были уменьшение размеров ангара (и авиагруппы) и полётной палубы (и "споттинга") - что, безусловно, сильно снижало их ударные возможности. Однако в роли ПБИА "Индомитебл", видимо, не уступал "Эссексу". В самом крупном "истребительном" сражении Тихоокеанской войны "эссексы"  несли ~40 истребителей - и "выдали", каждый, по 30...40 вылетов на перехват. И то, и другое было вполне по силам "Индомитеблу".

"Идея Срюэнса" могла появиться в 1945 г. - но не в 1937 г. и даже в 1941 г. Авианосцы - причём только англо-саксонские - стали действительно эффективным средством противовоздушной обороны в 1942-1943 гг., когда случилась революция в "информационном поле", обеспечивающем действия истребителей. До появления соответствующего комплекса средств палубные истребители могли успешно решить задачу "контрразведки" - наиболее известным здесь является всё тот же налёт на Таранто - однако защитить не то, что десант на берегу, а собственный корабль хотя бы от эскадрильи пикировщиков были не в состоянии.

Ставка на истребительную авиацию до 1943 г. была бы, безусловно, ошибочной. Завоевать господство в воздухе над берегом было невозможно (на техническом уровне 1942 г. "наступление Нимитца" захлебнулось бы кровью, даже если бы у него было два десятка авианосцев). Завоевать господство в воздухе в морском бою можно было - в полном соответствии с предвоенными теориями - только пробив полётную палубу вражеского авианосца бомбой пикировщика. Из чего, разумеется, следует, что идеальным авианосцем 1940 г. был бы "Викториес" с 36 "скьюа". Шучу ли я? Кто знает - авианосный вопрос слишком сложный, чтобы закрыть его десятком абзацев.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Съёмка вроде как февраль 2015...Александр Юхименко на берцы прибарахлился...говор не западэнский...наверное откуда-то с центра Украины UPD возможно я не ошибся и вот страничка этого дегенерата ...
16 апреля на нашем сайте была опубликована статья " В Самаре на Мехзаводе неизвестный истребил около десятка собак ", которая вызвала большой интерес, в том числе и в сообществе "Самарские хроники". Один из блогеров усомнился в том, что яд был первого класса опасности. Скрин результатов ...
Я про рейд ВСУ по российской территории. Чей позор решайте сами - Верховного главнокомандования (скажу так, во множественном числе), Минобороны, Генштаба, внешней разведки или погранвойск ФСБ РФ. Или всех сразу.    После взятия "Вагнером" Бахмута всем было ясно, что Украина ...
Распространённое недавно заявление адмирала Попова о том, что, якобы, подводная лодка "Курск" затонула в результате столкновения с иностранной лодкой, возобновило интерес к подзабытой теме. Интерес по-прежнему без ответов. Попов ничего не прояснил лично для меня, поскольку мне известно, ...
Не имеющий живых родственников (т.е, круглый сирота) военнослужащий 53-й бригады Александр Шутов, полгода безвылазно защищавший с оружием в руках в АТО нашу страну от «рузкого мира», в грязи и холоде окопов, вернувшись по ротации из зоны боевых действий в краткосрочный отпуск в Николаев, ...