Лучшее познание географии
lex_kravetski — 03.12.2022 Мне всегда было хотелось узнать, каким образом в школе умудряются взять что-то само себе очень интересное и вынуть из него всю душу так, чтобы ничего, кроме отвращения, сие не вызывало даже у тех, кто до школы или вне школы это самое любит.Собственно, часть ответа содержится уже в терминологии. Вне школы мы называем все эти интересные штуки «наука», «культура» или, там, например «технология», то есть явно апеллируем к мыслительной деятельности и эстетическому наслаждению. В школе же всё это превращается в «предмет», что отлично характеризует сие как что-то типа элемента товарно-складского учёта. Ценность этого «предмета» сводится строго к тому, что о нём можно отчитаться, и на этом его полезные качества заканчиваются. Ученики отчитаются о сдаче учителям, учителя отчитаются о приёмке завучам, завучи тоже перед какой-то инстанцией отчитаются об успешном акте сдачи—приёмки, и на этом всё. «Вы, что, развлекаться сюда пришли?».
Действительно, разве же можно испытывать удовольствие и интерес от товарно-складского учёта? Вы абсолютно правы.
Тем не менее, время от времени, в надежде постичь тонкие структуры внутреннего складского функционера в школьных методистах и преподавателях, я беру какой-нибудь школьный учебник и пытаюсь его прочесть. Но не очень часто — а то ведь и правда наука опять разонравится, как это уже произошло однажды в школе.
Сегодня мой взгляд пал на учебник начального курса по географии для пятого класса школ общего среднего образования.
Самого названия уже достаточно для рвотных позывов, но зато это — 1920-й год издания. Раритет!
Процитирую несколько строк из вступления.
«Для лучшего познания географии необходимо помимо учебника вооружиться атласом, контурными картами и тетрадью в клетку. Кроме того, понадобятся цветные карандаши, линейка, резинка, циркуль, а также компас и глобус для выполнения некоторых заданий. Выполняя задания и отвечая на вопросы, приведённые в конце каждого параграфа, используйте рисунки и карты учебника.
…
Географические термины и названия следует переписать в тетрадь, обращая особое внимание на опорные слова, понятия и географические названия. При изучении тем учебника необходимо иметь под рукой географические карты. С помощью карты можно легко найти тот или иной географический объект и определить его местоположение. Работа с картой и особенно с контурной картой способствует приобретению прочных знаний, а также закреплению сведений, полученных на уроках географии.»
А не, постойте, я ошибся.
Не 1920-й год издания.
2020-й.
Да, это в 2020-м ученикам следует для познания географии вооружиться тетрадью в клетку и контурными картами. Цветными карандашами и линейкой. Резинкой и циркулем, самое главное. Чтобы лучше всего познать географию.
Это ведь только вне школы годы на календаре крутились, добавляя к средствам девятнадцатого века то цветную фотографию, то документальные фильмы, то Фотошоп, то смартфоны с геопозиционированием, то гуглокарты с просмотром улиц.
А в головах авторов школьных учебников в 1920-м время застыло навсегда. Им, сцуко, настолько насрать на тот самый мир, про устройство которого они собираются сейчас поведать ученикам, что у них даже циркуль всё ещё в деле.
Я только не понял, а куда делись гусиные перья? И почему не упомянут телеграф, при помощи которого ученики из отдалённых частей губернии смогут испросить из городской библиотеки доступ к нужной им географической литературе — ну там, «Путешествие из Петербурга в Москву», какие ещё-то есть?
Причём они ведь наверняка у учеников, которые родились, когда гуглокарты и смартфоны с GPS уже существовали, будут требовать к себе уважения. Настаивая на том, как много всего они знают.
И чтобы это проиллюстрировать они цитируют фрагмент своего учебника:
«Представьте, что вы заблудились и знаете, что ваш дом находится на западе. Если вы стоите лицом а) к северу, б) к востоку, и в) к югу, в какую сторону (назад, направо или налево) вы должны пойти? Проверьте это у себя во дворе с помощью родителей.»
И что же вменяемый человек на это ответит? Подозреваю: «Дядя, в этом случае надо достать смартфон и открыть в нём навигатор, хотя конкретно ты, конечно, мог бы спросить ближайшего извозчика. Лучше расскажи нам дядя, как ты сумел так ловко заблудиться, что не знаешь, где ты, но знаешь, что твой дом именно на западе?».
Понимаете, в чём дело, что в советских учебниках, что в этом, откровенного бреда в плане фактов крайне немного. Просто факты объясняются, во-первых, неинтересно сами по себе, а во-вторых, неинтересно в смысле их последовательности. Это — справочник, пусть даже написанный как бы детским языком, поскольку «это же для детей». Всё то же самое можно теперь прочитать и в Википедии, причём там в ряде случаев даже поинтереснее будет.
Понимаете, в чём дело. У них в учебнике даже есть раздел про GPS-позиционирование. То есть они, видимо, не приходя в сознание учебник писали: про GPS справочник пересказали, про электронные карты справочник пересказали, но всё равно «мы будем пользоваться циркулем, линейкой и тетрадью в клетку». И глобусом, да.
Может, эта, если вам всё равно насрать и потому превращать ваш складской учёт в захватывающее интерактивное и анимированное повествование вы всё равно не собираетесь, вы один разик соберётесь с духом, узнаете всё-таки про существование интернета, находясь при этом в сознании, и вместо печати овердофига бесполезных бумажных учебников просто предложите вместо них эту самую Википедию и читать? Не, я понимаю, за это вам лично гонораров не дадут, но ведь в целом такая экономия выйдет — закачаешься.
Ваших сил и любви к «предмету» хватает только на то, чтобы складскую бирочку на нём обновить. Переписать написанное в самом замшелом справочнике «детскими» словами — на этом всё. Вы, вон, даже пример использования уже не в состоянии придумать: оно с неизбежностью получается таким вымученным, что наверно даже обезьяну так обмануть не удастся, не то, что пятиклассников.
Смотришь, вон, передачи Кожухова или Комарова и видно, что им не насрать. Им самим интересно разобраться, а потому интересно и зрителям. Причём и зрителям школьного возраста то же. Даже если и не всем прям вот очень интересно, то в любом случае интереснее, чем читать пересказы справочника.
Так может, того, сэкономить ещё сильнее? Всё равно любая из их передач и в плане географических познаний тоже полезнее, чем вот это вот всё. Вместо ваших циркуля и резинки — гуглокарты и фотошоп, вместо учебников — передачи тех, кому не насрать. Уже по географии в большой плюс выйдем и сэкономим при этом нехило.
doc-файл
|
</> |