«Лучше пешком»: 44% россиян не могут купить себе автомобиль

топ 100 блогов augean_stables19.11.2023 Несмотря на рост зарплат, все меньше россиян могут позволить себе новую машину.

«Лучше пешком»: 44% россиян не могут купить себе автомобиль
Фото: Андрей ЗАМАХИН

Разница между стоимостью авто и финансовой возможностью граждан его купить становится критической. Несмотря на рост зарплат, все меньше россиян могут позволить себе новую машину. Результаты опроса сайта KP.RU показали, что 44% россиян не могут сейчас купить машину.

При этом еще 32% опрошенных заявили, что предпочитают общественный транспорт, поэтому покупку авто даже не рассматривают. Кто-то отмечает, что не хочет стоять в пробках, кто-то – разбираться в технических особенностях авто. Куда проще и дешевле сесть в автобус, а то и вовсе пешком пройтись.

«Лучше пешком»: 44% россиян не могут купить себе автомобиль
Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

«Новую машину сейчас покупать дорого, можно только подержанную. Но столько с ней хлопот – это не по мне. Это для мужчин, которые разбираются и могут сами починить многое. А я пешком лучше, иногда на общественном транспорте», - рассказывает участница опроса.

«С такими пробками машина не нужна! Я свою во дворе бросил, и езжу на велосипеде», - признается другой.

Еще 14% участников исследования сообщили, что с такими ценами могут купить машину только в кредит. Накопить на автомобиль – возможности у них нет.

А вот еще 7% отмечают, что могут купить новую машину, только продав старую. Обычно такая процедура помогает обновить авто при минимальных затратах.

«Мы обычно делаем так: несколько лет откладываем деньги, продаем свою машину и добавляем то, что отложили. Этого хватает на машину поновее. Примерно раз в пять лет меняем авто. Иногда вынужденно меняем, например, после рождения третьего ребеночка, пришлось брать большой семиместный автомобиль», - рассказывает респондентка.

Оставшиеся 2% говорят, что откладывают на новую машину с зарплаты.

Опрос проведен среди подписчиков сайта KP.RU в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники, а также в мессенджерах Telegram и Viber. Участие в исследовании приняли 5,3 тысячи человек.


Кристина СОБОЛЕВА
17 ноября 2023 16:35



*

Если в 2013 году для покупки нового авто в среднем требовалось 28 месячных зарплат, а подержанного - около 11, то в середине 2023 года за новый автомобиль нужно было отдать почти 40 зарплат, а за подержанный - почти 20. Это оценки ассоциации "Российские автомобильные дилеры". По ее данным, на конец первого полугодия 2023 года стоимость новой машины в РФ в среднем приближалась к 3 млн рублей, а стоимость авто с пробегом составляла около 1,3 млн рублей, пишет «Независимая газета».

------
Автомобиль в России опять становится роскошью
На покупку машины придется зарабатывать от трех до пяти лет


«Лучше пешком»: 44% россиян не могут купить себе автомобиль
Глава Минпромторга Денис Мантуров подстегнет спрос на автомобили льготными кредитами.
Фото РИА Новости


За 10 лет доступность для россиян автомобилей, если оценивать ее как соотношение средних цен и зарплат, существенно сократилась. В 2013-м для покупки нового автомобиля требовалось около 30 месячных зарплат, а в середине 2023-го – уже почти 40 зарплат, и это не предел, так как цены в течение года продолжили расти. Такие оценки приводят представители авторынка. Автомобиль вновь становится роскошью. И это можно рассматривать как признак явного ухудшения качества жизни. Ведь от возможностей семьи приобрести автомобиль зависит в том числе свобода выбора, где жить, отдыхать, совершать покупки, какую предпочесть школу или больницу.

Разница между стоимостью автомобиля и финансовой возможностью граждан его приобрести становится критической, несмотря на рост зарплат. Если в 2013-м для покупки нового авто в среднем требовалось 28 месячных зарплат, а подержанного – около 11, то в середине 2023-го за новый автомобиль нужно было отдать почти 40 зарплат, а за подержанный – почти 20. Это оценки ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). По ее данным, на конец первого полугодия 2023 года стоимость новой машины в РФ в среднем приближалась к 3 млн руб., а с пробегом составляла около 1,3 млн руб.

Но есть и другие оценки стоимости, тем более что в течение года автомобили продолжали дорожать. Например, как сообщили «НГ» эксперты «Открытия Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»), сейчас средняя цена новых машин достигает в стране уже почти 4 млн руб., а машин с пробегом – примерно 2 млн. Похожие цифры привел «НГ» и основатель автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль.

С учетом этих данных и того, что, по Росстату, средняя по стране зарплата достигает 70 тыс. руб. в месяц, на один новый автомобиль сейчас потребуется почти 60 месячных зарплат, а на подержанный – около 30. И тогда, если гипотетически предположить, что человек будет полностью откладывать всю свою зарплату, ни на что ее не тратя, то копить на новую машину ему придется примерно пять лет, а на авто с пробегом – около двух лет.

И хоть это условная ситуация, такие сопоставления имеют смысл, ведь они иллюстрируют, что происходит с платежеспособностью потребителей. Похожие расчеты проводит на разных группах товаров и Росстат, выясняя покупательную способность доходов населения.

Опрошенные эксперты, однако, делают оговорку о сложностях, связанных со сбором данных, касающихся именно стоимости автомобилей. «Данные дилеров могут быть недостаточно репрезентативны, и это может приводить к завышенным оценкам средней цены, например, из-за более высокого представительства в крупных городах, – предположил аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. – В регионах высокую долю в продажах занимают более дешевые автомобили».

Тогда можно взять для анализа официальные данные Росстата, из которых следует, что, допустим, средняя цена нового автомобиля иностранной марки в базовой комплектации составляла в октябре этого года только 2,3 млн руб. И в этом случае для покупки такого автомобиля потребуется «лишь» 33 месячные зарплаты, что равноценно почти трем годам накоплений, при условии, что откладывается – гипотетически – вся зарплата. «В 2015–2017 годах этот показатель достигал в отдельные месяцы такого же уровня: 30 месячных зарплат и выше», – сообщил Плеханов. Для сравнения: новый отечественный легковой автомобиль сейчас стоит, по Росстату, в среднем чуть больше 1 млн руб.

Но тонкость в том, что и Росстат, по замечанию Плеханова, «учитывает цены не на все модели», и его данные по средней стоимости «могут быть как раз смещены вниз». Так что истина, судя по всему, где-то посередине.

В любом случае эксперты согласны в главном. «Доступность легковых автомобилей для населения существенно снизилась за последние два года», – сказал «НГ» Плеханов. По его мнению, это приведет к старению автомобильного парка населения, поскольку домохозяйства будут откладывать покупку нового автомобиля. «Также возможно сокращение доли семей, имеющих два и более автомобилей, из-за возросшей стоимости обслуживания транспортных средств», – ожидает эксперт.

«Автомобили стали снова роскошью, на которую приходится долго копить, а чаще брать кредит, – подтвердили представители «Открытия Авто». – Во многом так случилось из-за вымывания доступного сектора седанов, которые пропали вместе с санкционными марками. Новые машины уже китайского производства пришли к нам по другим ценам – сильно дороже миллиона рублей».

В связи с уходом европейских автоконцернов из России, которые раньше поставляли бюджетные модели, доступных автомобилей теперь стало меньше. Более 60% отечественного рынка состоит из кроссоверов и внедорожников, которые существенно дороже седанов», – соглашается Мигаль. Эксперты группы компаний «Автодом» в качестве причин удорожания автомобилей упоминают также колебания курса рубля, изменения утилизационного сбора.

Снижение доступности автомобилей влияет на качество жизни населения, тем более что дорожали в стране не только машины, но и жилье. У россиян на фоне растущих цен становится все меньше выбора, где им жить с точки зрения доступности для семьи инфраструктуры и различных соцобъектов; все меньше выбора, как добираться до разных пунктов назначения, будь то работа, школа или больница.

Конечно, вместо личного автомобиля можно пользоваться прежде всего общественным транспортом. Но тогда важное условие, чтобы городские власти активно занимались его развитием, связывали воедино районы, экономя силы и время пассажиров.

Помимо этого возможны разнообразные «опции коллективного использования автомобиля с пропорциональным разделением расходов на всех, кто им пользуется», говорит ведущий эксперт компании «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Также он упоминает услуги каршеринга или такси, включая сервисы с поиском попутчиков. Но такие варианты тоже не лишены издержек, связанных и с ростом цен, подчас скачкообразным, и с иными неудобствами, характерными именно для этих услуг.

Но часть экспертов уверены: неутешительные оценки делать рано. Ведь, как сообщили «НГ» в пресс-службе группы компаний «АвтоСпецЦентр», в 2023 году, несмотря на рост цен, «уровень спроса не снизился, и с начала года рост продаж авто в России составил 14%». Кроме того, в ноябре появлялись сообщения о скидках и некотором снижении цен отдельными поставщиками как новых, так и подержанных автомобилей.

Важны также данные по автокредитованию. Число выданных кредитов на новые автомобили и авто с пробегом в России в третьем квартале 2023-го увеличилось почти на 66% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). По сравнению с предыдущим кварталом рост составил около 18%.

Такая динамика, как пояснил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, обусловлена не только низкой базой прошлого года, но и возобновлением госпрограммы льготного автокредитования.

Плановый объем бюджетного финансирования программ льготного автокредитования на следующую трехлетку увеличен почти на треть. «На период 2024–2026 годов из федерального бюджета планируется выделить финансирование в объеме около 65 млрд руб. на реализацию программы льготного автокредитования», – сообщили в Минпромторге. Как рассчитывают в ведомстве Дениса Мантурова, это позволит дополнительно реализовать более 330 тыс. автомобилей именно отечественного производства.


Анастасия Башкатова
Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты"
16.11.2023 20:30:00




ТЕМ ВРЕМЕНЕМ У ЗАГНИВАЮЩИХ:

В США оптовые цены на подержанные автомобили находятся на самом низком уровне с марта 2021 года, что на 20% ниже пикового значения. Это должно привести к снижению розничных цен в ближайшие месяцы, а также общей инфляции.


«Лучше пешком»: 44% россиян не могут купить себе автомобиль

Заодно можно увидеть, каков общий уровень инфляции в этом секторе, начиная с 2009 года – более 2 раз.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера доставала всякие приблуды от дряблости ланит и не смогла унести все за один раз. Подумала, что видимо так и выглядит старение - куча штук для ухода и все равно становится только хуже. И ваще после того, как детка засыпает, столько сделать надо: сходить в душ, побрить нужные места, па ...
В предыдущем треде возникло обсуждние вопроса о том, по каким причинам люди выступают против приема сирийских беженцев - потому что они против именно них (по соображениям безопасности, личной неприязни или других факторов) или потому что они против беженцев вообще ( по финансовым ...
Так как одна тигровая Сашенька немнощко ушла в овуляшки, то возьму на себя смелость и вооон тот тортег каааак захуячу сексуательных препочтений псто! Кто не запихает, тот казел и редиска!!11 View Poll: #2050045 Кстате, никто не знает, способствует ли разнузданный секас под симф ...
Конечно, настоящее карри - это умопомрачительно!!!!...я как-то готовила вот по этому рецепту и обязательно сделаю еще...в этот раз у меня были не все специи......А сегодня хочу вам предложить очень быстрый вариант -  с порошком карри и ...
Умеете ли вы наслаждаться фотографиями без пространных энциклопедических подписей и заумных или продающих текстов? Когда я хочу расслабиться, я приглашаю в гости подругу. Она не мешает мне делать то, что я хочу. Иногда я вовсе не знаю, что получится в результате, но мне просто хочется ...