Лучше купить зеркалку или беззеркалку? #4 - против беззеркалок
q3d — 15.04.2015 Всему хорошему рано или поздно приходит конец. Приходит он и фотоаппаратам, потому что их пожирают смартфоны, камер которых обычным людям достаточно, чтобы снимать пейзажи, памятники, себя на море, детей и котиков. Может для кого-то здесь это будет откровением, но большинство людей не мечтают стать фотографами, им не горит гоняться за оптикой и камерами, им просто нужны фоточки как срез момента, как костыли памяти.К счастью, достаточно много и тех, кто хочет выйти за пределы. Если ещё недавно что-то серьёзное могли только зеркалки, один из наиболее продвинутых типов цифровой техники, то с некоторых пор реальную конкуренцию им составили беззеркалки, у которых есть и большие сенсоры, и сменная продвинутая оптика, но нет хлопающего зеркала - этого механического атавизма плёночных времён. Мне постоянно задают вопрос о том, купить ли зеркалку или беззеркалку, и если да, то что выбрать. Надеюсь, эти посты смогут помочь сделать осознанный выбор тем, кто ещё не определился.
В четырёх постах я постарался максимально нейтрально рассказать о минусах и плюсах этих систем, и взглянуть на проблему со стороны двух лагерей. Мне это сделать несложно, потому что на цифровые камеры я снимаю уже 17 лет, у меня в руках перебывало большинство фототехники, включая самые дорогие цифровые камеры.
Это четвёртый пост в серии "Лучше купить зеркалку или беззеркалку", в предыдущих трёх я рассказывал:
В этом расскажу о недостатках беззеркалок. Если в чём-то буду не прав, вы можете смело написать об этом в комментариях к посту. Если можете что-то добавить - напишите, всем это будет полезно.
Итак, поехали.
#1 - беззеркалки больше шумят
Сенсоры беззеркалок шумят обычно больше, чем у зеркалок. Как правило, разница эта составляет 1-2 ступени, то есть там где на флагманской полнокадровой зеркалке вы можете снимать на ISO 6400, я бы не советовал на кропнутой беззеркалке переходить на ISO выше 3200.
Я сначала думал сделать формат этой статьи "доводы без оговорок", но в данном пункте это не совсем правильно, потому что из этого правила есть исключения. Самой малошумной камерой на рынке можно считать Sony A7S, у которой откурит и Nikon D4S, и Canon 1D X, не говоря уже о D810/5D Mark III. Есть беззеркалки со сравнимой с зеркалками шумностью, это Fujifilm X-T1, Sony A7/A7R/A7 II. На камерах Olympus стабилизатор позволяет выиграть за счёт выдержки, сильно снизив ISO и получить более чистую картинку, и этим нужно уметь пользоваться. И всё же, большинство кропнутых зеркалок соответствуют правилу, описанному выше.
В этом плане, попробуйте решить математическую задачку: если Olympus E-M5 Mark II уступает Canon 5D Mark III полторы ступени по шумам (ISO 2400 vs. ISO 6400), то где картинка будет чище при съёмке в церкви с рук: на M5-2 на 17mm f/1.8 (34мм ЭФР) на 1/5 секунды или на 5D Mark III на 35mm f/1.4 при 1/30 секунды. Тем кто не понимает этой математики рекомендую мои статьи под тегом #ликбез.
Я сам всегда стремился обладать камерой, обеспечивающей наиболее чистую картинку, потому что люблю снимать в условиях, когда света недостаточно, а недостаточно его почти всегда - вечером, в квартире, в ресторане или кафе, в пещерах и внутри храмов. Именно поэтому я всегда гнался и за самой светосильной оптикой, которую только можно было найти.
#2 - у беззеркалок шире ГРИП
Особенность кропнутого сенсора - бОльшая грип при том же эквивалентном фокусном расстоянии. Правило здесь простое - "ГРИП увеличивается на кроп ступеней", то есть на камерах Olympus с их кропом 2x при диафрагме f/2.8 глубина резкости будет такой же, как на полнокадровой зеркалке с f/5.6 (f/2.8x1.4x1.4), а значит даже очень светосильный объектив с f/0.95 будет давать всего лишь глубину резкости как f/1.8 на полнокадровой камере. На камерах с полуторократным кропом (Fujifilm, например, или младшие Sony) снимая на f/2.8 вы получите нечто похожее на f/4,5 с полным кадром, что не сильно впечатляет.
Как следствие, если вы хотите так же мощно размывать фон, то нужно смотреть в сторону камер с самым большим сенсором, и большинство беззеркалок этого не даст.
Мы сейчас говорим не о "достаточном размытии", а о максимально возможном, конечно. И даже Sony с их полнокадровыми беззеркалками здесь выступает не лучшим образом, потому что их зумы тёмные - 24-70mm f/4 и 70-200mm f/4 не предел мечтаний для размытия фона, максимум для штатного "полтиника" это f/1.8, что тоже заметно слабее, чем у зеркалок. Для Canon есть штатный и популярный 35mm f/1.4L, а для Sony A7 почему-то 35mm f/2.8 (!), и только недавно представили f/1.4, который стоит даже дороже "эльки", и в два раза дороже прекраснейшего Sigma 35mm f/1.4 ART.
#3 - беззеркалки слишком маленькие
В мужской ладони большинство беззеркалок лежит как игрушка. Корпуса у них маленькие, и на них тяжело разместить столько же кнопок, сколько помещается на зеркалках. Как следствие, снижается оперативность при работе - может понадобиться чаще лезть в меню, чтобы что-то переключить. При съёмке на автомате это не важно, но мы же говорим о том, что фотограф, оперируя ручными настройками, стремится выжать максимум из камеры. Нет смысла гнаться за сложной техникой, если вы не готовы эту сложность использовать, а в плане управляемости и настраиваемости зеркалки профессионального класса предоставляют больше возможностей.
Опять же, если камера слишком маленькая, ей труднее снимать и фотограф больше будет уставать уже не позвоночником, от веса всей системы, а пальцами, которыми он будет сжимать камеру.
#4 - беззеркалки слишком лёгкие
Чем камера легче, тем больше ваш тремор сказывается на ней, потому что тяжёлую камеру с тяжёлым объективом вы не можете также мелко трясти в руках. Это может осложнить съёмку с рук на длинных выдержках и на длиннофокусной оптике, особенно на беззеркалках, не оснащённых стабилизатором в камере или объективе.
#5 - у беззеркалок может не быть видоискателя
Видоискатели ставят на старшие модели беззеркалок, а младшие их обычно лишены. Экран камеры не всегда хороший инструмент для фотографа, потому что он слепнет на солнце, он слишком далеко от глаз чтобы разглядеть чётко попадание в резкость и некоторые нюансы.
#6 - электронный видоискатель не всем нравится
Что бы я не говорил о плюсах электронного видоискателя в прошлых постах, есть те, кто не может через него снимать и чувствовать себя комфортно. В темноте он слепит, на ярком солнце глазу нужно адаптироваться к сумраку в шахте, он может стробить при лампах дневного света. В конце то концов, это я уже больше двадцати пяти лет читаю тонны текстов с экрана и систематически разочаровываю офтальмологов, а многим читать даже статьи с ноутбука некомфортно.
Кстати, чтобы два раза не вставать, вот мой пост "Почему читать с экрана вредно"
#7 - у беззеркалок нет двух карт памяти
Этот момент смущает множество моих знакомых профессионалов, которые хоть раз в жизни, но сталкивались с тем, что флешка может умереть внезапно, прямо после очень важной коммерческой съёмки. В профессиональном инструменте обязано быть два слота для карт памяти и точка, иначе это лотерея, пусть внутри хоть трижды Sandisk или Lexar, при всём к ним уважении.
#8 - беззеркалки нужно выключать, иначе у них садятся батарейки
Зеркалка может сутками висеть на шее включенной, и чтобы снять кадр достаточно будет поднести её к глазам и нажать на спуск. За долю секунды она проснётся и сфотографирует. Те кто переходит с зеркалок на беззеркалки забывают, что эти камеры постоянно видят сенсором, как будто вы снимаете на фотоаппарат видео. Это разряжает батарейку очень быстро, и нормальный кейс с такой камерой - сделать снимок или несколько, затем выключить камеру, включить перед следующей съёмкой. Это совсем другой рефлекс и не всем он нравится. Носить же 3-4 аккумулятора на целый день съёмки люди, которые так странно используют БЗК, не хотят, потому что батарейки тоже стоят денег.
Мой полезный пост с советами на эту тему.
#9 - беззеркалки не включаются мгновенно
Я тестировал все новые модели, и до сих пор ни одна не может включиться также быстро, как это делают зеркалки. У лучших моделей включение (от поворота рычага до "кадр сделан") длится около секунды, в то время как Nikon D4S делает снимок практически сразу же, после поворота рычага, это время не удаётся замерять ручным секундомером. Я сейчас не о shutter lag, а о времени перехода в активный режим, и это разные вещи.
Есть ещё немало беззеркалок, которые крепко задумаются при включении и разве что налоговую декларацию не сдают за это время. Упустить кадр таким образом можно запросто.
#10 - у беззеркалок низкое разрешение
Погоня за мегапикселями тут не при чём. Стоки, на которых многие хотят зарабатывать, не будут принимать кадры с большинства беззеркалок, потому что там часто не больше 16 мегапикселей. Исключения есть, но если взять этот класс камер в среднем, то по разрешению они проигрывают зеркалкам, как бы не были прекрасны матрицы без оптического низкочастотного фильтра или небайеровские матрицы.
При студийной съёмке тоже хочется иметь запас по разрешению - и чтобы кропать, и чтобы было больше материала для ретуши.
#11 - для беззеркалок мало системных аксессуаров
У большинства беззеркалок возникнут проблемы, когда захочется выйти за пределы простой фотографии. Скажем, топовые вспышки Profoto поддерживают TTL и HSS только с камерами Canon и Nikon, аналогичная ситуация с другими производителями освещения. В продаже проблематично найти тилт-шифты для беззеркалок и экстремальные фишаи. Вы без проблем найдёте для зеркалок TTL-кабель для работы в клубе со внешней вспышкой или радио-трансмиттер, поддерживающий управление мощностью, те же TTL/HSS. В большинстве своём переходники для зеркальных объективов, для беззеркалок, либо неавтофокусные, либо автофокус там какой-то очень плохонький. Риги и стедикамы, фоллоуфокусы и остальное в ассортименте представлены для зеркалок, на которые нынче повально снимают видео.
#12 - у беззеркалок примитивные сетевые возможности, на любителей
Старшие зеркалки созданы не чтобы в инстаграм квадратики постить - их можно десятками подключать в локальную сеть и управлять целой такой системой камер удалённо. Такие зеркалки умеют заливать отснятое на FTP-сервер прямо в редакцию, у них есть возможность беспроводного tethered shooting. В беззеркалках Wi-Fi рассчитан на фотолюбителей, у которых нет таких задач - заливка на Вконтактик и Facebook либо отправка на смартфон для них практически предел, а управление по воздуху со смартфона не всегда полноценное.
#13 - для беззеркалок нет тяжёлой профессиональной оптики
Попробуйте найти для беззеркалок аналоги профессиональным 200mm f/2.0, 300mm f/2.8, 600mm f/4, 200-400mm f/4 и другим светосильным фиксам, которые повально используют на Олимпиадах, автогонках, в анималистике и профессиональном репортаже. На некоторых системах ничего такого нет близко, на других вы получите что-то похожее, но с бОльшей ГРИП (см. пункт #1). Движение в этом направлении идёт, но мы же говорим о "прямо сейчас".
#14 - для беззеркалок вообще мало оптики
У меня был пост про "лучший портретник для беззеркалки", и появился он в результате тяжёлых и длительных размышлений о том, что я выберу для себя - Olympus, Fujifilm, Sony или Samsung. Свой выбор я сделал тогда, думаю все о нём знают, но общий вывод такой - не всё что мне хочется поставить на беззеркалку я найду, а для некоторых систем выбор оптики скудненький.
Я сейчас говорю о родных автофокусных объективах и специальной оптике, типа тилт-шифтов, сверхшириков и фишаев. Вы можете сколько угодно любить дедушкин Zeiss или папин Гелиос, но снимать на них хорошо для души, а не коммерцию, и не повседневное. И хотя работы в этой области идут у всех производителей, у некоторых очень даже активно, на текущий момент ситуация для многих беззеркальных систем печальная. Вполне логично производители считают, что среднестатистический потребитель беззеркалки будет доволен китовой линзой, требовательный захочет ещё полтиник и телевик, а остальное для них зона непредсказуемого спроса. Для таких как я это называется "выбор скудненький".
#15 - ресурс затвора у беззеркалок ниже
Здесь не готов положить голову на алтарь, но логика говорит, что у беззеркалок ресурс затвора должен быть ниже, чем у зеркалок. Например, для Canon 1D X указывается цифра в 400.000 срабатываний, и это означает, что камера выдержит столько, а дальше начинается зона неуверенности и возможного отказа. Камера может пробежать миллион, и работать без проблем, а может не пробежать. У меня в офисе лежит Canon EOS 30D, этой камере уже лет семь, и она до сих пор уверенно работает и делает это постоянно.
Проблема в том, что я не могу найти цифр для старших беззеркалок, а у младших и не искал, именно поэтому могу предположить, что показатель будет ниже. Как показывает моя практика, если какой-то показатель можно выпятить, производители это делают, а здесь молчание и молчание.
Почему меня это беспокоит? С Олимпийской Эстафеты и Олимпиады я привёз 250 тысяч снимков. За четыре дня съёмки за кулисами шоу "Точь в точь" Первого канала сделал 10.000 фотографий на Olympus E-M5 Mark II. В среднем, я делаю до 300 снимков в обычные дни, ежедневно, и это даёт больше 100 тысяч фотографий в год. Сколько в таком режиме выдержит беззеркалка? Я не знаю.
#16 - нет экспокоррекции в ручном режиме
Я сейчас очень о своём, о наболевшем. До сих пор на большинстве беззеркалок нет экспокоррекции в ручном режиме, а она очень и очень нужна. Я уже много раз писал зачем. Полагаю большинству читающих этот пост плевать на такую особенность, а кто-то даже не догадывался об этом, но... это же мой блог и моё наболевшее ;-)
Ничего не забыл?
P.S. В этих четырёх постах я много говорил о недостатках. Думаю, надо будет написать несколько постов о том, как недостатки обходить.
И не забывайте, что посты для начинающих интересоваться темой фотографии у меня собираются под тегом #ликбез. Свои снимки я теперь выкладываю во второй инстаграм (@q3d_ppl), а в первом (@q3d) рассказываю и показываю прикольные фотики, оптику, гаджеты и железки, которые мне присылают на тест.
|
</> |