Лосев – Бибихину: «Надо выбирать, научная работа или дети»
ru_philosophy — 08.05.2015 к 0nomatodox и berlinguideКонечно, никакого выбора здесь нет и быть не может. Это все равно, что спросить: математика или педагогика? А все дело в том, что только в русле образования может быть поднят вопрос о какой-угодно науке – да и вообще, о знании – причем так поднят, чтобы открывалась хоть какая-то перспектива его рассмотрения. Можно сколько угодно молиться идолу знания и приносить ему в жертву младенцев, но если оно будет зарыто вместе с нами в сырую землю, то стоит ли тратить на него хоть секунду?
Все настоящее – уже давно и безнадежно осталось в прошлом. Оно уже одной ногой в могиле. Можно, конечно, успеть что-то урвать, побольше "узнать", чтобы еще чуток протянуть. Успеть подсобрать урожай с древа познания и завалиться в криогенную спячку. Но кто нас разбудит – таких жадных до "знаний" и одержимых "наукой"?
Вопрос в том, какой след останется после нас? Останутся ли дети, ученики, друзья, единомышленники - вообще, какие угодно последователи или потомки? И сумеет ли кто-нибудь из них прочитать наши следы?
Нет никакого знания самого по себе, которое можно добыть, захапать и свалить. Знание – это функция образования. Во всех смыслах образования – т.е. как воспитания, заботы или чуткого внимания. У знания нет цели, нет никаких реальных плодов, которые можно заготовить впрок. Знание – это функция по образованию другого - и в смысле его "появления" и в смысле "воспитания". Функция просто ставит в соответствие одно и другое: нас сегодняшних, стоящих у могилы – и тех других, которые останутся после нас здесь, в этом загробном мире, по эту сторону трансцендентного барьера.
|
</> |