Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже — копия знаменитой галереи, сооружённой в начале XVI века в Ватикане, во дворце Папы Римского по проекту архитектора Донато Браманте. Стены и своды галереи украшены фресковыми росписями и скульптурными рельефами, исполненными по замыслу и эскизам Рафаэля его учениками. Эрмитажная копия, повторяющая архитектуру и декор римской галереи, была создана по желанию Екатерины II. Петербургские Лоджии первоначально представляли собой отдельное сооружение (архитектор Джакомо Кваренги), в середине XIX века корпус галереи был включён в объём Нового Эрмитажа, построенного для музейных собраний по проекту архитектора Лео фон Кленце. Копии с фресок, осуществлённые в Ватикане под руководством художника Кристофера Унтербергера, были исполнены темперными красками на холстах, натянутых на деревянные рамы.
Лоджии Рафаэля — цельный ансамбль, в котором отлично соединены
архитектура, живопись и скульптура. Галерея состоит из тринадцати
одинаковых архитектурных объёмов, каждый из которых перекрыт
отдельным сводом. Упругие арки сводов и мощные опорные столбы
создают мерный, чёткий ритм. Характерное для эпохи Возрождения
обращение к искусству древних, а также стремление обнаружить связь
между античностью и христианством, воплощено и в декоре галереи.
Своды украшены картинами на библейские сюжеты, — по четыре в каждой
части. Этот цикл из пятидесяти двух композиций, сорок восемь из
которых посвящены Ветхому Завету, а четыре — Новому Завету, —
получил название «Библия Рафаэля». Последовательно представлены
ветхозаветные события — история Адама и Евы, Всемирный потоп,
деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей
(Давида, Соломона). Новозаветные сюжеты — Рождество, Поклонение
Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл. На стене под
зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в
технике «гризайли». Небольшие рельефы, располагающиеся между
живописными композициями ватиканской галереи, воспроизведены в
эрмитажных Лоджиях также в технике «гризайли». Под впечатлением от
античных орнаментов Рафаэль создал композиции, в которых диковинные
образы причудливо сочетаются с мотивами, навеянными земной
реальностью. Орнамент такого типа получил название «гротеск».
Возникшее от слова «грот» (пещера), оно связано с росписями
интерьеров «Золотого дома» — дворца императора Нерона, руины
которого, со временем оказавшиеся под землей, были открыты в конце
XV века. Гротески, рождённые свободной и яркой фантазией Рафаэля,
не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. По распоряжению
Екатерины на торцовой стене эрмитажной галереи был помещён портрет
«божественного Рафаэля» (в ватиканских лоджиях на этом месте
изображён герб Медичи — рода, к которому принадлежал заказчик
галереи Папа Лев X). Текст скопирован в сообществе hermitage_spb.
|
</> |