Литовский вариант (часть І)

топ 100 блогов y-kulyk31.03.2024 Третий пост из серии публикаций "Происхождение славянских наций".
Первый см.  Истоки Руси

Второй см.    Что произошло с Русской землёй?


Перейти до українськомовного варіанту посту
     Чьим государством было Великое княжество Литовское?

В то время как монголы захватили восточную и северную части бывшего Киевского государства, остальные территории, за исключением Галичины, в конце концов оказались в пределах Великого княжества Литовского. Этот процесс достиг своего апогея во времена правления великих князей Гедимина (1316-41) и Альгирдаса (1345-77).

Гедимин был едва ли не первым литовским правителем, который называл себя Rex Letvinorum et Ruthenorum, а своё государство – regnum Letuinorum et Ruthenorum. Его сын Альгирдас добавил к своему титулу руськое обозначение "великий князь". Руськая терминология стала важным элементом в титулах литовских князей и в названии их государства, чётко отражая местные условия. Литовское государство переняло важные элементы администрации и юриспруденции, а также литературный язык, который использовался в великокняжеской канцелярии.



После Кревской унии (1385 г.) великий князь литовский Ягайло был избран королём Польши (под именем Владислава ІІ), а во времена правления последнего Ягеллона, Сигизмунда Августа, была заключена Люблинская уния (1569) с созданием "Речи Посполитой двух народов". Одним из результатов унии стало перераспределение руських земель – часть современной Украины отошла к Королевству Польскому, тогда как современная Беларусь осталась в пределах Княжества.

Для историков Украины связь с ВКЛ находится на обочине интересов, чего нельзя сказать об историках России. Для последних этот интерес всегда был обусловлен необходимостью легитимизации разделов Польши, подавления польских восстаний ХІХ века и аннексии Литвы, Западной Беларуси и Западной Украины после пакта Молотова-Риббентропа 1939 года. Оспаривание статуса ВКЛ как законного "собирателя русских земель" в XIV-XVI вв. идёт уже почти два века и единственное, о чем можно говорить с уверенностью, так это то, что попытки изобрести "русских" в истории Великого княжества в сочетании с неспособностью учёных, пишущих на русском языке, терминологически отличить "русских" Великого княжества от современных русских будет и в дальнейшем препятствовать исследованиям политической и культурной истории этого региона.

Как показывают нарративы ХІІІ века идентичность правящих элит на землях современной Беларуси основывалась на сложном переплетении политической, религиозной, культурной и местной лояльности, взаимосвязь между которыми можно реконструировать на основе ряда дипломатических соглашений, в частности договора, заключённого в 1229 году смоленским князем Мстиславом Давидовичем с Ригой, Готландом и рядом немецких городов. В нем термины "Русь" и "русин" смешиваются со словами "Смоленск" и "смольнянин". Если термины, основанные на названии Смоленска, можно определить в этом контексте как политические или местные названия, то термины, основанные на названии "Русь", следует рассматривать как отражающие этнокультурную и религиозную, а не политическую идентичность.

Другую систему политических имён и этнонимов мы видим в договоре 1338 года между Гедимином и магистром Ливонского рыцарского ордена Эбергардом Мангеймским. Документ также был одобрен православным епископом Полоцка, литовскими князьями Полоцким и Витебским, а также элитами обоих городов. Тем не менее, их города и земли не были упомянуты в договоре, вместо этого они были представлены общим термином "Руська земля". Можно предположить, что в этом контексте термин "Руська земля" использовался не только как этнокультурное, но и как политическое обозначение части Литовского государства.

Тем не менее, при отсутствии внятного политического субъекта, который бы поддерживал концепцию Руськой земли, она неуклонно трансформировалась из текущего политического понятия в историческое. Упоминания о Руси в официальной титулатуре великого князя (а впоследствии короля) Польши Владислава-Ягайло касались его исторических прав на руськие земли Великого княжества и Королевства Польского (Галичину и Западное Подолье).

В то время, как политическая составляющая руськой идентичности теряла свои позиции вместе с упадком власти и статуса князей Рюриковичей, которые впервые принесли эту идентичность в регион в Х и ХІ веках, руськая идентичность в целом в первой половине XV в. получила неожиданный толчок от внезапной мобилизации её религиозной составляющей – резко усилился религиозный фактор, что было связано с Городельской унией (1413 г.).

Если авторы ПВЛ и Киевской летописей видели центр Руськой земли в Киеве, то авторы Галицко-Волынской летописи находили его в Галиче и Владимире, московские летописцы, авторы т.н. Куликовского цикла, представляли его вокруг Москвы, а смоленский автор, описывая войну между Сигизмундом и Свидригайло делал это в этнорелигиозных терминах как войну между Литвой и Русью, помещая центр Руськой земли в Смоленск, включая в её состав Полоцк и Витебск и непонятно, входил ли в неё Киев. Сложился не один образ Руськой земли, но множественность означала и фрагментарность. Единственной институцией, само наличие которой тормозило отдаление разных центров руського православия, была Руськая митрополия.

     Раскол Руськой церкви

Официальный титул главы Руськой Церкви был "митрополит Руси", и это было редким исключением из византийской практики титулования епископов в честь столиц, где они находились. С политической фрагментацией Киевского государства во второй половине ХІІ века, руководители Церкви получили титул "Митрополит всея Руси". Хотя этот термин касался не территории, а людей, изменение титула означало, что власть митрополита распространялась на все земли Рюриковичей. Дальнейшие события привели к изменениям в церковной юрисдикции и титулах митрополитов. После отъезда митрополита в Суздальские земли в течение нескольких лет была основана Галицкая митрополия, которая официально стала называться митрополией Малой Руси, а около 1317 года великие князья литовские добились основания собственной митрополии.

Вопреки всеобщему мнению, название города Киева не было включено в титул митрополитов до середины XIV века. Определение "Киевский" впервые появляется в титуле митрополита в документах, составленных в Константинополе в 1354 году и, как считается, это отражало стремление патриархии предотвратить фрагментацию митрополии, поскольку местные князья могли разорвать церковные связи с Константинополем или войти в унию с Римом. Эта практика была негативно встречена в Москве и в конце концов определение "Киевский" в титуле московского митрополита было отвергнуто. И хотя борьба за единство продолжалась, в середине XV века разделение стало окончательным после отказа московских иерархов принять решение Флорентийской унии (1439). Оба главы частей некогда единой, а теперь разделённой Руськой митрополии не смогли отказаться от упоминания о "всей Руси" в своих титулах: литовский митрополит именовался "митрополитом Киевским и всея Руси", а его московский коллега – "митрополитом всея Руси". Таким образом оба претендовали на юрисдикцию над всей территорией уже несуществующей Руськой митрополии.

     Продолжение следует.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сегодня у меня календарный рекорд открытия купального сезона. Во всяком случае, в рамках нашего болота. Сегодняшнее посещение озера принесло несколько занятных диалогов, случайно залетевших в уши от соседей. Первым была шикарная фраза от взрослых, видимо, недавно купивших дачу в ...
Россия продолжает методично уничтожать то, что сегодня ещё называется "Вооружённые Силы Украины". Запад в замешательстве. Так как если перестать поддерживать режим Зеленского, то Москва сразу отожмёт себе всё, что этой самой Москве нужно. Если же не переставать поддерживать режим ...
Поцелуй ребёнка чист и нежен, Словно птичка пёрышком коснулась. Человек теперь не будет прежним, Понимая, что душа проснулась. И скупой улыбкой озарится Неулыбчивая гладь лица. Это чудо снова повторится, Нет ему начала и конца. Поцелуй ребёнка лечит душу, Будит сердце, гонит прочь ...
У меня в журнале есть рубрика, в которой я рассказываю вам о хороших фотографах. Рад, что сегодня могу рассказать о Денисе Синякове, о котором все говорят уже несколько дней, но мало кто знаком с его профессиональной деятельностью. Здесь я хотел написать трогательный текст про Дениса, ...
Практически вся современная молодежь взрослеет на книгах о Гарри Поттере. Не буду говорить о качестве этого литературного произведения, однако факт остается фактом. Забавно, что некоторые молодые люди воспринимают мир, созданный Роулинг, вполне реально. Короче, старым добрым толкиенистам ...