Литературное. Этнокультурпанк

топ 100 блогов krylov18.05.2012 Сейчас в фантастике популярны всякие «-панки». Началось с «киберпанка», потом пошёл «стимпанк», «дизельпанк» и так далее.

Сама логическая конструкция всех «панков» проста. Берётся какой-нибудь уклад – скажем, технологический – и смотрится, а что можно из него ВЫЖАТЬ ПО МАКСИМУМУ. В смысле – что будет, если его развить до предела, не затрагивая при этом его основ.

В реальности такого обычно не происходит – поскольку очередные перемены и революции настигают нас раньше, чем наступает «осенняя пора». Исключением являлось разве что позднее Средневековье: это своего рода swordpunk, мир переразвитой культуры холодного оружия, доспехов и всего такого прочего. Когда рыцарский доспех состоял из двухсот кованых деталей (без мелкой фурнитуры), весил пятьдесят кило и стоил два c лишним килограмма золота – это, конечно, панк. Как и бронированные лошади, рыцарские обычаи (битвы превратились в подобие шахматных партий) и прочая красота.

Но миры «пара» и «дизеля» на свою предельную мощность не то что не вышли, а даже к ней и не приблизились. Две трети устройств, на данных технологиях реализуемых и даже спроектированных (как пресловутая «разностная машина» Беббиджа, воспетая Стерлингом и Гибсоном), так и не были построены.

Поэтому фантастическим предположением, делаемым «-панками», является именно предположение о том, что технологический уклад выходит на мощность, близкую к предельной: практически всё, что можно сделать на данном технологическом уровне, таки сделано.

И второе важное предположение, которое делает «-панки» интересными: технологии в них воздействуют на общество МАКСИМАЛЬНО СИЛЬНО. То есть миры «панков» - это марксистские миры, где общественное бытие (под которым Маркс и Энгельс понимали именно уровень развития технологий) целиком и полностью детерминирует общественное сознание. «Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница - общество с промышленным капиталистом» (с); панк-миры устроены именно по этому принципу. Если уж в них реализована какая-то технология, она определяет там всё или почти всё, начиная с экономического и политического строя и кончая моралью, стилем жизни и бытовыми привычками. Говоря языком более возвышенным, в панк-мирах «фюзис» (уровень овладения природой и её законами, выражаемый в технологиях) полностью определяет «номос» (законы, обычаи, мораль и право, «всякие человеческие условности»).

В реальном мире, однако, чаще не технология определяет уклад, а наоборот. Те или иные технические решения возникают благодаря потребности в них. Не гильотина вызвала Великую Французскую Революцию, а, наоборот, революция востребовала это остроумное, но не получившее ранее широкого распространения устройство. А вот фултоновской подводной лодкой Наполеон не заинтересовался, а англичане вполне сознательно замотали проект, потому как испугались слома традиционной схемы господства на море… Да и пресловутая ручная мельница была, вообще говоря, востребована из-за монополии сюзерена на помол зерна, что позволяло ему контролировать крестьянские урожаи и взымать свою долю – и, соответственно, попыток крестьян часть зерна укрыть [1].

Логично было бы развить тему и противопоставить технологическим «панкам» «панки», так сказать, социальные – в которых гипертрофированию и гипостазированию подвергаются не технологии, а социальные практики.

Частично это реализовано в разного рода антиутопиях. Тот же «1984» описывает тотальную победу психологических техник над технологическим развитием: прогресс в этом мире даже в военной области крайне незначителен, зато средства подавления личности и калечения психики непрерывно совершенствуются, а власть принадлежит психопатам [2]. Но этот уклон в психологизм сильно портит дело. Интереснее раздувать не личностные свойства, а социальные институты.

Например, либерпанк, который представляет собой мир гипертрофированного и всё пожравшего Рынка. «Абсолютно всё может быть продано и куплено законным образом, включая закон». Не то чтобы новая идея – тут можно вспомнить и Шекли, и даже Свифта, но «панком» это делает именно осознание приёма: общество либерпанка – это общество победившего юридического позитивизма, в котором от идей естественного и божественного права осталось только естественность права обмениваться благами, но уж она-то возведена в абсолют.

Но можно гипостазировать и что-нибудь другое. Например - иерархию, статус. Володихин в своё время предлагал проект сериала про «викторианскую Россию», которая явно дрейфовала в эту сторону, но, как это с ним часто случается, не оказался на высоте собственной идеи и её не реализовал. А я как-то однажды сочинил технически реализуемый проект построения системы исчисления заслуг, но именно потому, что он технически реализуем, - - -

Так вот. Среди всего прочего, любопытным вариантом социопанка мог бы быть этнопанк. То есть мир победившего антиглобализма и этнокультурного разнообразия, «мир по Леонтьеву».

Прежде чем мы пойдём дальше, дисклеймер: я прекрасно понимаю, что всё, излагаемое ниже, никак не возможно даже в «альтернативной исторической реальности», так как противоречит фундаментальным историческим закономерностям. Но меня это в данном случае не интересует: мне здесь интересны чисто литературные возможности. То есть возможность нарисовать картинку красивую и минимально правдоподобную для неспециалиста, «чтоб съелось».

Итак, мир этнопанка. Это мир, возникший на руинах Римской Империи, разрушенный (в данной версии, напоминаю) христианством. Однако воспоминания о Риме окрашены не позитивно, а отрицательно. Это связано с текущей версией церковной идеологии, которая осуждает и проклинает само стремление к политической централизации и видит в этом корень богоборства. Только Церковь имеет право и должна быть единой, а политические субъекты должны быть как можно более мелкими, всякая попытка построить крупно государство – это строительство Вавилонской Башни, наказуемое разделением языков. Вообще, миф о Вавилонской Башне становится для этого мира архетипическим и центральным.

Что касается политики, то Церковь в её антиглобализме горячо поддерживают мелкие властители, владетели, господари и прочие феодалы, понимающие, чем им грозит появление какой бы то ни было центральной власти. Церковь всячески раздувает и усиливает эти страхи. Сама же она правит под официальным девизом Divide Et Impera: эти слова написаны на папской тиаре.

При этом церковь не препятствует научно-техническому прогрессу, а, наоборот, сама же его и возглавляет. Раздробленный мир может устоять перед централизованными госмашинами – прежде всего исламской – только благодаря подавляющему научно-техническому превосходству. Так, все достижения античности исследованы, собраны и аккуратно воспроизведены. Паровая турбина в этом мире появляется в десятом веке, в двенадцатом уже работают паровые машины и летают первые воздушные шары. Римская дорожная сеть тоже поддерживается в прекрасном состоянии и строятся новые дороги. Строительство дорог вообще всячески поощряется, в том числе религиозно – так, регулярно обнаруживаются какие-нибудь новые святыни (скажем, открываются мощи), к которым тут же бросаются толпы паломников, и Церковь обязывает всех (включая самих же паломников) строить дорогу. Транспортная связность Европы в этом смысле поддерживается на самом высоком уровне. Образовательные стандарты тоже задаются Церковью.

Но при этом Церковь не допускает никакой стандартизации языков и культур. Возьмём, например, языковой вопрос. Единый язык единого Бога – латынь – должен оставаться единственным единым языком (по принципу «один Бог – одна Церковь – один Язык»). Для мирян же всячески поощряются диалекты, местные говоры, своя письменность (латинский алфавит считается исключительно церковным достоянием, все остальные пишут разнообразными крючками, причём везде разными, славяне предпочитают слоговое письмо, а у угро-финнов в ходу иероглифы). Естественно, никакого «немецкого» или «английского» языка не возникает – вместо этого имеются сотни наречий, развивающихся самым причудливым образом… То же самое можно сказать обо всех остальных формах жизни – законах, нравах, обычаях и так далее. Вплоть до полигамии и полиандрии, а также ритуального инцеста и чёрт знает чего ещё. Церковь на всё это смотрит сквозь пальцы: главное, чтобы не возникало ничего единообразного буквально ни в чём.

Особенно усердно церковь следит за разделением технологий. Если кто-то владеет какой-то технологией, особенно имеющей военное значение, значит, другим нужно дать (или позволить завести) что-то другое, но не копировать. Обеспечивается это опять же манипуляцией культурными и этическими стандартами. Например, если у кого-то есть греческий огонь и примитивные огнемёты, то его соседи непременно считают саму идею воевать огнём мерзкой и греховной (людей жечь живьём – это же ужас), зато у них имеются, огромные катапульты, выбрасывающие в небо десантников-парашютистов. А у их общих соседей в ходу отравленное оружие и вообще яды, каковое и первые и вторые считают мерзейшим способом воевать, недостойным мужчины и воина. Разумеется, у первых товарищей основной формой смертной казни является сожжение, у вторых – выбрасывание в воздух без парашюта, а у третьих – чаша цикуты... И т.п.

Никакого национализма – как идеологии - в таком обществе возникнуть не может, зато ксенофобия является чем-то абсолютно естественным, как дыхание. Сам вид чужаков вызывает страх, а самому находиться среди них сколько-нибудь долго – тяжёлое испытание для психики, на которое способны только клирики, а также космполитичные евреи и цыгане, за что Церковь их всячески щемит и преследует. Когда-то Церковь даже выпустила энциклику, запрещающую цыганам передвигаться по церковным дорогам, в надежде на то, что их удастся осадить и рассеять. Цыгане же вместо этого пересели на воздушные шары и продолжили кочевать – «табор ушёл в небо». С тех пор цыганские таборы, сносимые ветром куда-то на закат, стали привычной частью европейского пейзажа… Что касается евреев, те испытывали отвращение к воздухоплаванию, зато вложились в разработку систем связи, криптографию и так далее. Оптический телеграф появился довольно быстро, вся Европа утыкана еврейскими башенками, устроенными по принципу шапповского семафора и связывающими все еврейские общины. Церковь с этим делом пыталась организованно бороться (в частности, доказывая, что ненавистная Вавилонская башня тоже была подобным орудием, только рассчитанным на передачу приказов центральной власти), но потом предпочла войти с евреями в долю. И т.д.

А в остальном цветёт сложность. Везде свои привычки, обычаи, кухня (которая ближайшим соседям всегда кажется отвратительной – за этим негласно присматривают церковники), языки, народные танцы, календарь, мифология и обрядность (кстати, бытовое язычество цветёт и пахнет – поскольку его контролирует всё та же Церковь, она же и сочинила тьму богов, мифологий и обрядов, как можно боле смешных и нелепых для постороннего взгляда). Etc.

Интересно, как выглядел бы этот мир в эпоху дизеля – которая, разумеется, туда бы пришла. Сами дизеля, разумеется, контролировались бы Церковью и выпускались бы на церковных заводах. Зато всё остальное было бы чрезвычайно разнообразным и фольклорным.

Вот, например, восточноукраинский самолёт «Йайцо»:

Литературное. Этнокультурпанк

Ну а теперь представьте себе, как эта машина рубит винтом копьеносные дельтапланы московитов и как смачно это можно описать.



[1] Надо сказать, аналогичные техники контроля использовались даже советской властью, и с тем же результатом. Мой собственный дед, чтобы вывезти семью из Ташкента, продал корейцам чертежи механической рисорушки собственной конструкции размером с две табуретки – изобретение, за которое его бы без разговоров расстреляли, если б нашли.

[2] Она им принадлежит и на самом деле, но это не такие психопаты, которых описывал Оруэлл, а такие, с которыми он работал.

)(

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Facebook. Albert Kaganovich. А дело в том, что шариат, как и иудаизм, и многие другие религии, запрещает будоражить покой предков. Поэтому израильские южные соседи совершили большой грех, прорыв около 500 км. тоннелей под Газой, что немного длиннее московского метрополитена. Некотрые ...
По совету френдов сразу же после написания того псто полез на сайт. С Али связываться не стал, ибо долго и завязка с почтой. Но в наших ебенях имеется Вайлдберриз. Ну и вроде имелся нужный фасон, однако размеров не было. Заказал потребный мне 50 размер. Обещали в течении недели. А вчера ...
Вчера , когда я был занят на работе, позвонил брат и сказал: " Склады взрываются военные в Пугачёво". И добавил: "Говорят, посёлок весь стёрло, снесло". Я сразу всё понял. Но вот на счёт "стёрло и снесло" не поверил. Ещё недавно совсем шли новости из ...
11 / 24 мая 1881 г. ​Император Александр III принял в Гатчинском дворце еврейскую депутацию в составе барона Горация Гинцбурга, банкира Зака, адвокатов Пассовера и Банка, учёного Берлина. В ходе аудиенции барон Гинцбург выразил « беспредельную благодарность за меры, принятые к ...
Нахожусь в довольно мрачном расположении духа, ибо на меня тут все такое навалилось так, что ой. Даже думать не хочется, да еще и холодно. Поэтому вот вкратце о филиппинских ночных гриль-станциях. Вот так можно купить любую палочку за 5 песо. А когда то песо был как ...