Листая назад
antimeridiem — 10.04.2024 Apr. 10th, 2011Про Карлсона интересно. Книжку давно читал, да и длинная она. А вот мультфильм уже посмотрел раз десять, не меньше. Он короткий и впечатление оставляет двусмысленное. То есть если на него посмотреть не как на сказку, а как на реальность, то это настоящий психологический триллер в стиле «Бойцовского клуба». Основная идея в том, что Карлсона никакого нет, что это просто Малыш в измененном состоянии сознания.
Ну, в самом деле – его никто не видел. Фрекен Бок не в счет, т.к. она явно была склонна к сумасшествию, да к тому же Малыш-Карлсон над ней хорошенько потрудился. Да она и сама это чувствовала, иначе зачем она сказала: «Безумно!», когда папа спросил её, любит ли она детей. Причем ведь подумала, подыскивая подходящее слово. А уж потом, когда произошло «разоблачение» и она «увидела» Карлсона, то она явно была не в себе, так как все еще поджидала группу с телевидения, хотя «звонила» туда, используя душ вместо телефонной трубки. А да… она же еще шла принимать «свои таблетки»! Т.е. уже лечилась и знала, что в таких случаях должна предпринять.
И эта поразительная смена настроения, мгновенная и необъяснимая. Вот только что она гналась за Карлсоном с намерением его высечь, а он ее снова коварно обманул, и она тут же называет его «шалунишкой», отдает все плюшки и больше не желает никого воспитывать.
Или вот. Только что она говорит своей Матильде: «Осторожно, собака не стерильна», а потом, когда пылесос поедает плюшки, она выдергивает у него из шланга «недоеденную» плюшку и это ее совсем не смущает. Пылесос – это сама чистота, возможно даже ее продолжение. Причем после установления дружеских отношений с Карлсоном она пылесос оставляет в покое. Такое впечатление, что в начале фильма она воспринимала пылесос как часть себя, а потом фиксация сменилась, и место пылесоса занял «милый Карлсон».
В общем, понятно, что Фрекен Бок никакой не свидетель, а больше Карлсона никто не видел.
Карлсон всегда появляется, когда Малышу плохо. Причем ведет он себя совершенно не по дружески. Сам пакостит, говорит Малышу всякие обидные слова, бросает его в трудных ситуациях, буквально предает, но Малыш не обращает на это совершенно никакого внимания. Ни тени обиды, ни разу. Удивление, восхищение, азарт – все это блестяще показано, все эти чувства буквально играют у него на лице. Малыш упивается этой неожиданной свободой, а обидные слова – ну мы сами часто себя ругаем, но никому же не приходит в голову на себя за это обижаться! Малыш в глубине души твердо знает, что Карлсон – это он сам, вот только эту трансформацию он не может запускать по желанию. Это поразительной силы момент, когда он в тоске прикручивает к своей собаке вентилятор. Ни фига не выходит. И только попав в ловушку, в результате насилия Фрекен Бок, она снова его видит. Точнее становится им.
Просто припомним, когда Карлсон появлялся:
1. После драки с уличным мальчишкой.
2. После наказания в углу.
3. После того, как ему не подарили собаку.
4. После того, как его лишили плюшек и заперли.
Исчезает же он когда «жизнь налаживается». Возвращается любимая мама, дарят щенка, ощущает, что стоит «сто тыщ мильонов», побеждает домомучительницу.
А как они разговаривают? С мамой и папой он говорит очень интересно и живо, придумывает всякие нетривиальные ходы. А с Карлсоном? Единственное, что Малыш может – это повторять за ним магические заклинания типа «спокойствие, только спокойствие». А так говорить не о чем, нужно действовать, «искать приключений» – разгромить комнату, вылезти на карниз, съесть нару банок варенья, прогуляться ночью по крыше, изобразить приведение. Кстати то, что жулики рассказывали о том, что оно «летало» – это тоже очевидный вымысел, просто сбежали с места преступления, охваченные ужасом. Это ясно хотя бы потому, что никакой Карлсон не мог бы летать, накрытый простыней! У него же все-таки пропеллер, а не антигравитация.
Ну, что еще? Конечно же, сам образ Карлсона совершенно сумасшедший. Чтобы это ощутить, достаточно представить, что там у него под одеждой. Как этот пропеллер интегрирован в его тело. Ведь его, этот механизм, нужно кормить вареньем через Карлсона! Значит пропеллер – часть его тела. И еще кнопка на пузе. Да и одежда. Штаны-то он снимает, мы видели. А вот как он снимает рубашку? Кажется, что и она часть его тела, как пропеллер.
Е. сегодня прислала sms:
А я тебя видела!
Идешь такой серьезный,
будто проблему вселенского
масштаба решаешь!
Наверно о том, как бы превратиться в какого-нибудь Карлсона.
|
</> |