Листая назад

В «Шапке по кругу» есть примечательный момент:
«... Жираф, знаете ли, тщеславен; ему нравится общественная жизнь, и потому-то он лезет вперед со своими сборами. Что касается возни с людьми, попавшими в беду, то это только из любопытства; он один из тех ребят, которые вечно суют нос в чужую беду. Ну, а забота о больных... да ведь Жирафу больше всего на свете нравится топтаться вокруг больного, наблюдать за ним, изучать его. Он ужасно интересуется больными, а здесь их не очень-то много. Говорю вам, это ему нравится больше всего на свете – за исключением, может быть, суеты вокруг покойника».
Как бы для равновесия романтическая история дополняется циничным психологическим комментарием, к тому же вполне правдоподобным. Но делается это как бы между прочим, никто с этим заявлением не спорит, и повествование идет дальше.
Подумал о том, что объяснять доброту с психологической точки зрения так же наивно, как пытаться свести самосознание к работе мозга, к шевелению атомов и полей. Все в общем-то понимают, что если стукнуть по голове молотком, то человек потеряет сознание, но это не значит, что химические процессы в мозге это и есть сознание. Нечто связано, происходит почти параллельно, но одно не равно другому настолько, что даже непонятно как сравнивать. Вот и тут примерно та же фигня. Конечно, любому поступку можно поставить в соответствие набор психологических процессов, т.с. причин. Некий неустранимый эгоизм. Но параллельно ему иногда будет возникать добро, зло, сострадание, жалость. И это уже «объекты» совсем другой природы. Их можно почувствовать в себе непосредственно. А в других – лишь догадываться об их существовании. Верится, что в Жирафе это добро жило. Или там в князе Мышкине, хотя в нем оно было несколько более сложно организовано.
А еще это похоже на то, как текст становится стихом. Люди никак не договориться, какой текст нужно называть стихом, а какой нет. По той же самой причине. Стих – это неуловимое присутствие, как доброта или зло. Оно ощущается, но не фиксируется, не схватывается, не сводится к структуре текста. Но, тем не менее, очевидно есть. Или, скажем так, случается.
|
</> |