Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть IX XVII век: столп академий. Академия святого


Центрами почитания Рафаэля были академии - от неформальных художественных объединений до официальных институций. При академиях формулировалось новое понимание истории искусства, в центр которой ставилась классическая традиция во главе с Рафаэлем. Особенным почитанием пользовались его строгие, ясные и идеально сбалансированные римские работы, в частности «Афинская школа», ставшая эталоном высокой классики.

Рафаэль Санти Афинская школа. 1510—1511 фреска. 500 × 770 см Апостольский дворец, Ватикан
Наибольшим почитанием художник пользовался в католических странах -Папском государстве, Франции, Фландрии, для которых само понятие традиции было системообразующим. К концу XVII века Рафаэль был окончательно признан абсолютным идеалом в искусстве. Лишь отдельные голоса противостояли общему хору. Наиболее холодны к Рафаэлю были державшиеся особняком художники - Караваджо, Рембрандт, Веласкес, - которых иногда объединяют термином «реализм», хотя каждый из них взаимодействовал с его наследием, бывшим для мастеров XVII века важнейшей точкой отсчета.

Святое Семейство со святыми Елизаветой и Иоанном Крестителем Рисунок Пуссен, Никола. 1594-1665 1661 г.

Святое Семейство со святыми Елизаветой и Иоанном Крестителем Рисунок Пуссен, Никола. 1594-1665 1649 г.

Святое Семейство со святым Иоанном Крестителем Рисунок Пуссен, Никола. 1594-1665 1648-1650 гг.

Этюд двух мужских голов и драпировки Рисунок Пуссен, Никола (?). 1594-1665

Святое Семейство со святыми Елизаветой и Иоанном Крестителем Рисунок Пуссен, Никола. 1594-1665 1675 г

Святое Семейство с десятью фигурами Рисунок Пуссен, Никола. 1594-1665 1651 г.

Святое Семейство со святой Елизаветой и святым Иоанном Крестителем Живопись Пуссен, Никола. 1594-1665 Франция около 1649-1653 гг.
Вдохнуть новую жизнь в классицизм, а с ним и в восприятие Рафаэля, смог Никола Пуссен, художник- философ, поставивший целью движение к идеалу порядка, ясности, гармонии и выбравший в качестве главных ориентиров Рафаэля и античность. Написанное им в конце жизни эрмитажное «Святое семейство» сознательно создавалось Пуссеном как личная интерпретация поздних «Святых семейств» Рафаэля, в частности «Большого Святого семейства Франциска I» - с большой вероятностью первой картины Рафаэля, увиденной французским художником еще в молодости.

РАФАЭЛЬ САНТИ Святое семейство, или Большое Святое семейство Франциска I Урбино, 1483 — Рим, 1520 Холст, 207 х 140 см. Заказана в качестве подарка королеве Франции; коллекции Франциска I и Людовика XIV
Два художника были во многом несхожи. Рафаэлем двигала художественная интуиция, внутреннее чувство гармонии, Пуссеном руководил разум. То, что создавалось Рафаэлем по наитию, было всесторонне отрефлексировано Пуссеном. Эра Рафаэля - время естествоиспытателей и первооткрывателей, чьи открытия подчас были случайностью (не зря художника сравнивали с Колумбом). В эпоху Пуссена закладывались методологические основы современной науки. Пуссен, своим творчеством сформулировавший принципы «творческого процесса под эгидой разума», стоит в одном ряду с Декартом, Лейбницем и Спинозой.

Большое Святое Семейство Франциска I Гравюра Эделинк, Жерар. 1640-1707 между 1680 и 1707 г.

Диспута (Спор о пресуществлении) Гравюра Кавальери, Джованни Баттиста де (?), ок. 1525-1601 1630-1640-е гг.
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть VII. Гравюра и декоративно-прикладное искусство. Универсальный стиль
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть VIII. Пармиджанино, Приматиччо и школа Фонтенбло https://vittasim.livejournal.com/310390.html
https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmain/#node1