Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим

топ 100 блогов bellezza_storia21.01.2022 В 2020 году исполнилось 500 лет со дня смерти Рафаэля Санти (1483-1520) -- самого влиятельного художника Нового времени. На протяжении половины тысячелетия европейские живописцы, графики, скульпторы и мастера прикладного искусства неизменно соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Именно этим пяти столетиям воздействия Рафаэля и посвящена выставка в Эрмитаже.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим

Репутация Рафаэля, основы его мифа сложились вскоре после смерти. Он воспринимался как воплощенный идеал, художник совершенной и светлой гармонии, объединяющей духовное и земное. Его ассоциировали с образом золотого века, в нем видели реинкарнацию легендарного античного художника Апеллеса и даже сравнивали с Христом. Искусство Рафаэля - образец для одних и предмет бунтарского отрицания или игривой иронии для других - стало одной из точек отсчета европейской культуры.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим

В качестве центральной метафоры выставки выбрана линия - воплощение взаимосвязи, традиции, диалога. Череда последователей Рафаэля, связанных узами художественной преемственности, уподоблена генеалогической линии -- веренице потомков, восходящих к одному родоначальнику. Воспринять ее как целое, попытаться понять значение не только в искусстве, но и во всей европейской культуре - одна из задач выставки. Быть может, собранные вместе произведения столь разных художников пяти веков, вдохновлявшихся одним идеалом, помогут лучше почувствовать то, что их объединяет, и вновь им проникнуться, не только понять, но и полюбить Рафаэля.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим

Эрмитаж - один из немногих музеев мира, способных организовать подобную выставку преимущественно на своей коллекции, не только в силу её размеров, но и характера, поскольку коллекции музея формировались в основном в периоды правлений Екатерины II и Николая I - эпоху классицизма, когда Рафаэль и порожденная им традиция были особенно почитаемы. Таким образом, - не только портрет Рафаэля глазами других художников, но и автопортрет Эрмитажа.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим

Открывают экспозицию произведения самого мастера: рисунки из собраний Британского музея и Альбертины. Не претендуя на полноту представления творчества художника, они служат своего рода камертоном, настроившись по которому, зрителю будет проще различать отзвуки рафаэлевской гармонии в произведениях последующих веков. Выбор для этой цели графики раскрывает другое измерение главной метафоры: именно красота ясной и точной линии, столь очевидная в собственноручных рисунках мастера, лежит в основе эстетики самого Рафаэля и многих его последователей.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим

Представленные на выставке рисунки Рафаэля позволяют пунктирно проследить эволюцию его стиля. Первые три, созданные в Перудже и Флоренции, относятся к раннему периоду творчества художника. В них уверенное мастерство, идеальная уравновешенность лаконичных композиций и совершенное чувство гармонии соединяются с нежным обаянием молодости, тихим лиризмом, обезоруживающей кротостью образов - той скромной и гениальной простотой, что была всегда свойственна Paфaэлю.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
Рафаэль. Эскиз фигуры ангела для «Коронации Мадонны». Британский музей, Лондон около 1503 г.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
Рафаэль Неизвестная святая Британский музей, Лондон около 1504 г.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
Рафаэль Мадонна и Младенец Альбертина, Вена около 1508 г.

В 1508 году Рафаэль переехал в Рим и стал придворным живописцем папы Юлия II. Именно в Риме искусство Рафаэля достигло совершенства и стало тем, что называется высокой классикой. Последним слагаемым его стиля было античное искусство, изучением и интерпретацией которого Рафаэль с увлечением занялся. Под влиянием антиков произведения Санти сделались более строгими, монументальными и величественными.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
Рафаэль Стоящий путто Альбертина, Вена около 1518-1520 гг.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
Стоящий ребенок. Рафаэль. Около 1518-1520гг Альбертина Вена

Прекрасным образцом стиля этого периода является представленный на выставке рисунок с изображением Сивиллы Фригийской - эскиз к росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Именно произведения римского периода считались эталонными произведениями Рафаэля в первые века по его смерти.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
Рафаэль Сивилла Фригийская Британский музей, Лондон На обороте: этюд драпировки около 1511 г.

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов семейной капеллы Киджи (1513-1514) в церкви Санта Мария делла Паче (церковь Богородицы Миротворицы) в Риме. Церковь построена при папе Сиксте IV в благодарность Богородице по случаю заключения договора о мире. Крытую аркаду к церки пристроил архитектор Браманте, а очаровательный полукруглый портик создал да Кортона. Интерьер украшают знаменитые фрески Рафаэля «Пророки и сивиллы».

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
 Капелла Киджи  в церкви Санта Мария делла Паче  в Риме.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
Капелла Киджи  в церкви Санта Мария делла Паче  в Риме. Деталь
Первоначально Сивилла — собственное имя одной из прорицательниц. По традиции первой сибиллой, от которой получили свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо. На фреске изображены четыре сивилл (Кумская, Персидская, Фригийская и Тибуртинская) в окружении ангелов.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
Рафаэль Роспись в капелле Киджи  в церкви Санта Мария делла Паче  в Риме.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим

Рафаэль Роспись в капелле Киджи  в церкви Санта Мария делла Паче  в Риме. Деталь

https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmain/#node1
https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post325571108/
https://www.theartnewspaper.ru/posts/8662/

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Уж послал , так послал … Более двух часов кряду. Рекорд президентских посланий, между прочим. Который подтверждает лишь то, что люди с возрастом становятся многословнее. В нынешнем году власти всеми силами старались придать рутинному ежегодному зачтению президентом речи перед ...
А кааак еще?! 2 часа ночи, мамо-змИя шипит на сыночкусраную, что завтра в школу и "быыыыстрааааа выключил комп!" Сыночка блажит, что все под контролем и все дураки, один он весь в белом и все контролирует. 7:30 утра. Спит. Будильник 4 раза орет с 6:30, поднял всех, включая черепадлу. ...
Не знаю, как Бог так сделал, но животные всегда у людей вызывают самые теплые чувства. Я не исключение! А тем более сейчас, когда так много злобы вокруг, хочется побольше теплых чувств, улыбок, умилений. Да да, даже нам, суровым мужикам, нужны позитивы. Вот, кстати, есть интересны ресурс н ...
Никто, случайно, не собирается сегодня-завтра-послезавтра где-нибудь купаться? А то сил моих больше нету - требую политическое убежище в Антарктиде! --- Маша, если тебе в Питере жарко - отправь в Швецию 5-10 гуманитарных градусов тепла. Ну и насчет ...
если у вас случайно вырос вот такой огурец: не спешите его выбрасывать или скармливать домашним животным. Все, кто давно со мной знаком, знают, что из-за аллергии я не могу пользоваться кремами для лица, поэтому изощряюсь в поисках средств, подходящих для моей кожи. Лет 7 назад, я ...