
Вермеер в Дрездене


Всю осень в Картинной галерее старых мастеров Дрездена проходила выставка "Ян Вермеер. Остановись, мгновенье". Она закрылась в самом начале января, и картинная галерея тоже временно закрылась. Но всё-таки мы можем в очередной раз воспользоваться благами интернета и познакомиться с этой выставкой. Давайте, посмотрим Вермеера!
Всего на выставке - 58 работ голландской живописи второй половины XVII века, из них 10 картин Вермеера, а это почти треть всего его наследия (35 полотен). Две картины - "Девушка, читающая письмо у открытого окна" и "У свахи" - из дрезденской коллекции. Еще восемь предоставили галереи Амстердама, Лондона и Вашингтона.

Картины Питера де Хоха, Франса ван Мириса, Герарда Терборха, Габриэля Метсю, Эманюэля де Витте и Яна Стена показали художественную среду, в которой работал Вермеер. Всё это тесный круг его общения.

Один из самых знаменитых мастеров золотого века голландской живописи Ян Вермеер был забыт вскоре после его смерти. Только в середине XIX века он был заново открыт как художник благодаря приверженности французского историка искусства Теофиля Торе-Бюргера. Именно Торе-Бюргер дал художнику, творчество которого в то время всё ещё было окутано тайной, прозвище "Дельфтский сфинкс".
В центре внимания выставки картина "Девушка, читающая письмо у открытого окна". Она показана в контексте девяти других работ Вермеера.

Ян Вермеер родился в Делфте в 1632 году в семье ткача шелка, трактирщика и торговца произведениями искусства. Получив образование художника, он женился на богатой Катарине Болнес в 1653 году и обратился в католицизм. В том же году он был принят мастером в гильдию Святого Луки. В 1660 году семья переехала в дом его тещи, где Вермеер жил и работал до конца жизни. Важные посты в гильдии Святого Луки, его работа в качестве эксперта по искусству и высокие цены на картины свидетельствуют о большом уважении, которое он и его работы вызывали при жизни. Вермеер умер в возрасте 43 лет, оставив после себя вдову и одиннадцать детей.

Родной город Вермеера - Делфт, сыграл важную роль в войне голландских провинций за независимость от испанской короны. С 1572 года до своего убийства в 1584 года в Делфте проживал Вильгельм Оранский (1533-1584), один из важнейших руководителей восстания против испанцев, а затем первый губернатор молодой республики. К 1650 году Делфт стал одним из пяти крупнейших городов Нидерландов с оживленным портом. Пивоварни, керамические фабрики и ковроткачество составили основу его экономического процветания. Штаб-квартира Голландской Ост-Индской компании приносила городу дополнительные доходы благодаря морской торговле специями, фарфором и предметами роскоши.
Хотя в Делфте не было университета, город являлся научным центром, где занимались вопросами оптики и микроскопии, математикой и ее применением в геодезии и перспективе. Хирург, геодезист и нотариус Джейкоб Спурс опубликовал трактат по вопросам математики и геометрии в 1638 году. Он описал роль перспективы и оптики, а также света для создания идеального эстетического образа. Вероятно, он также повлиял на творчество Вермеера, который лично знал Спурса. Антони ван Левенгук, торговец тканями и городской чиновник, разработал ручной микроскоп для исследования бактерий и эритроцитов. Он сам отшлифовал необходимые линзы.

Ян Вермеер. Вид на дом в Делфте (Маленькая улица), около 1658. Холст, масло. Амстердам, Государственный музей
"Девушка, читающая письмо у открытого окна" - одно из главных произведений Галереи старых мастеров. Но только сейчас картина голландского художника была восстановлена в своём первоначальном виде. Теперь на ней изображена не только девушка, читающая письмо, но и купидон. Произведение Вермеера было приобретено в Париже в 1742 году для коллекции саксонского курфюрста Фридриха Августа II. И в Дрезден картину привезли уже без изображения купидона. О его существовании стало известно благодаря рентгеновскому снимку картины лишь в 1979 году, а первое упоминание в научной литературе появилось в 1982 году. С тех пор всё научное сообщество руководствовалось одной версией: Купидона зарисовал сам художник. И только два года назад экспертная комиссия пришла к сенсационному выводу, который обрадовал искусствоведов. Ангел был зарисован намного позднее, чем предполагалось ранее, и точно уже после смерти самого мастера. Эксперты датируют это примерно 1700 годом.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна, 1657-59. Холст, масло. Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден
Далее в https://galik-123.livejournal.com/804796.html ...
Обзор подготовлен по материалам Дрезденской картинной галереи: www.skd.museum и www.pubhist.com
|
</> |
