Личность автора

Во время оно, при царе Горохе, был в нашей арбатской тусовке парень, который троллил иеговистов. Их тогда на Арбате были толпы, приставали они, как банный лист, и приходилось порой буквально вырываться из плотного кольца, чтобы избавиться от их внимания. Но если мы их просто посылали, иногда прямым текстом, то парень этот поступал иначе. Он радостно подхватывал разговор о загробном мире, о душе, о Боге... Правда, называл его при этом "отец наш". Через две-три фразы иеговистам это начинало казаться подозрительным, и когда он восторженно призывал начать молиться "отцу нашему" прямо сейчас и всем вместе, осторожно спрашивали, о ком это он говорит. Услышав радостный ответ "О нашем отце Сатане, конечно!", они брали ноги в руки и исчезали со скоростью звука. Не, сатанистом он не был. Он вообще был атеистом. Но со временем арбатские проповедники его запомнили, а вместе с ним и нас, и больше к нам никто не пытался подойти с брошюрками и призывами :)
К чему я это...
Где-то у меня уже поднимался вынесенный в заголовок вопрос - насколько сильно личность автора отображается в его книгах и, соответственно, насколько оправдан читательский интерес к этой самой личности за пределами книг. Я сейчас о не профессиональной или половой принадлежности автора, не о возрастной или социальной категории, к которой он принадлежит, я о жизненной позиции.
Ввиду всевозможных политических пертурбаций этот вопрос обострился в последнее время, и обсуждений на эту тему мной было увидено множество. Кто-то говорил, что ему все равно: он видит в книге то, что видит, и ему этого достаточно; кто-то был из тех, интересующихся, и говорил, что отношение к книге может поменяться из-за отношения к автору (собственно, это и так можно наблюдать регулярно, безо всяких признаний); кто-то снисходительно вздыхал - мол, жаль мне таких людей, это и не читатели вовсе, ибо такой подход говорит о том, что неважны им книги...
Я вот как раз из таких, интересующихся*. И я считаю, что таким интересующимся - книги как раз важны, причем важны, быть может, дальше больше, чем первой категории, потому что воспринимаются они не просто как текст, а как... как окно в другой мир, что ли, из которого в его, читательский мир, проникает нечто**. И надо определить, насколько глубоко это нечто можно пропустить в свою реальность. Книга тогда воспринимается как этакое общение с автором. Я как раз из тех, кто считает, что авторская личность в книге отражается всегда, даже если это боевик-развлекушечка или женская юмористика; так или иначе герои принимают какие-то решения, так или иначе автор руководствуется какими-то принципами, принимая эти решения за героев или вкладывая в уста персонажей какие-то утверждения, так или иначе какая-то идея все равно будет обыграна, рассмотрена и озвучена.
Долго я не могла объяснить, как и почему авторская жизненная позиция может повлиять на восприятие книги; тем более, если книга сначала нравилась - как она может вдруг перестать нравиться? А вот примерно так, как описано в первом абзаце. Просто читатель начинает себя чувствовать таким иеговистом, нарвавшимся на сатаниста. Скажем, одна дама из моих многочисленных хейтеров перешла в хейтеры из... ну, не фанатов, это будет слишком сильно... из, скажем так, поклонников серии: степень ее неприятия книг и озлобленности на автора теперь столь же велика, сколь когда-то - симпатия к тому и другому. Именно потому, что она почувствовала себя обманутой, вдруг осознав, с чем соглашалась, чему кивала, что одобряла и что ей нравилось. Она-то об Иегове, а автор внезапно - об "отце нашем"... Это неприятно, воспринимается как предательство единомышленником или как внедрение шпиона из того, другого мира, в собственную реальность. Все-таки книги пока еще воспринимаются как некое сакральное явление :) Даже тем, кто привык их глотать, как ему кажется, не задумываясь.
==
* Я здесь не подразумеваю нарочитый поиск художественных недостатков из приницпа, по системе "авторская позиция мне не нравится, поэтому докажу, что он бездарь и плохо пишет". Я имею в виду ситуацию, когда читатель отдает себе отчет: да, может быть, написано и неплохо, но озвученные идеи отталкивают.
** Я не утверждаю, что моя категория читателей - прям такие все тонко чувствующие натуры, а все остальные, кому неважно, что там автор думает и к какому лагерю принадлежит, бесчувственные потребители и футакимбыть. Это просто другой подход, умение рассматривать лезущее в окно нечто, не пуская его в свою реальность вместе со всем багажом, включая автора. Умение, которому я иногда даже завидую, но которое постичь не всегда получается.
|
</> |