Личность автора

топ 100 блогов congregatio22.09.2015 В качестве вводной - расскажу историю из прошлого.
Во время оно, при царе Горохе, был в нашей арбатской тусовке парень, который троллил иеговистов. Их тогда на Арбате были толпы, приставали они, как банный лист, и приходилось порой буквально вырываться из плотного кольца, чтобы избавиться от их внимания. Но если мы их просто посылали, иногда прямым текстом, то парень этот поступал иначе. Он радостно подхватывал разговор о загробном мире, о душе, о Боге... Правда, называл его при этом "отец наш". Через две-три фразы иеговистам это начинало казаться подозрительным, и когда он восторженно призывал начать молиться "отцу нашему" прямо сейчас и всем вместе, осторожно спрашивали, о ком это он говорит. Услышав радостный ответ "О нашем отце Сатане, конечно!", они брали ноги в руки и исчезали со скоростью звука. Не, сатанистом он не был. Он вообще был атеистом. Но со временем арбатские проповедники его запомнили, а вместе с ним и нас, и больше к нам никто не пытался подойти с брошюрками и призывами :)

К чему я это...

Где-то у меня уже поднимался вынесенный в заголовок вопрос - насколько сильно личность автора отображается в его книгах и, соответственно, насколько оправдан читательский интерес к этой самой личности за пределами книг. Я сейчас о не профессиональной или половой принадлежности автора, не о возрастной или социальной категории, к которой он принадлежит, я о жизненной позиции.

Ввиду всевозможных политических пертурбаций этот вопрос обострился в последнее время, и обсуждений на эту тему мной было увидено множество. Кто-то говорил, что ему все равно: он видит в книге то, что видит, и ему этого достаточно; кто-то был из тех, интересующихся, и говорил, что отношение к книге может поменяться из-за отношения к автору (собственно, это и так можно наблюдать регулярно, безо всяких признаний); кто-то снисходительно вздыхал - мол, жаль мне таких людей, это и не читатели вовсе, ибо такой подход говорит о том, что неважны им книги...

Я вот как раз из таких, интересующихся*. И я считаю, что таким интересующимся - книги как раз важны, причем важны, быть может, дальше больше, чем первой категории, потому что воспринимаются они не просто как текст, а как... как окно в другой мир, что ли, из которого в его, читательский мир, проникает нечто**. И надо определить, насколько глубоко это нечто можно пропустить в свою реальность. Книга тогда воспринимается как этакое общение с автором. Я как раз из тех, кто считает, что авторская личность в книге отражается всегда, даже если это боевик-развлекушечка или женская юмористика; так или иначе герои принимают какие-то решения, так или иначе автор руководствуется какими-то принципами, принимая эти решения за героев или вкладывая в уста персонажей какие-то утверждения, так или иначе какая-то идея все равно будет обыграна, рассмотрена и озвучена.

Долго я не могла объяснить, как и почему авторская жизненная позиция может повлиять на восприятие книги; тем более, если книга сначала нравилась - как она может вдруг перестать нравиться? А вот примерно так, как описано в первом абзаце. Просто читатель начинает себя чувствовать таким иеговистом, нарвавшимся на сатаниста. Скажем, одна дама из моих многочисленных хейтеров перешла в хейтеры из... ну, не фанатов, это будет слишком сильно... из, скажем так, поклонников серии: степень ее неприятия книг и озлобленности на автора теперь столь же велика, сколь когда-то - симпатия к тому и другому. Именно потому, что она почувствовала себя обманутой, вдруг осознав, с чем соглашалась, чему кивала, что одобряла и что ей нравилось. Она-то об Иегове, а автор внезапно - об "отце нашем"... Это неприятно, воспринимается как предательство единомышленником или как внедрение шпиона из того, другого мира, в собственную реальность. Все-таки книги пока еще воспринимаются как некое сакральное явление :) Даже тем, кто привык их глотать, как ему кажется, не задумываясь.
==
* Я здесь не подразумеваю нарочитый поиск художественных недостатков из приницпа, по системе "авторская позиция мне не нравится, поэтому докажу, что он бездарь и плохо пишет". Я имею в виду ситуацию, когда читатель отдает себе отчет: да, может быть, написано и неплохо, но озвученные идеи отталкивают.

** Я не утверждаю, что моя категория читателей - прям такие все тонко чувствующие натуры, а все остальные, кому неважно, что там автор думает и к какому лагерю принадлежит, бесчувственные потребители и футакимбыть. Это просто другой подход, умение рассматривать лезущее в окно нечто, не пуская его в свою реальность вместе со всем багажом, включая автора. Умение, которому я иногда даже завидую, но которое постичь не всегда получается.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда готовить неохота, а кафе напротив дома:) Манты и долма. Чай и кофе, а к кофе эклер. Потому что тот, кто пьёт чай, не любит и не ест пирожные.Да и кофе тоже. Да, такие бывают:) ...
«Святые девяностые». Часть 1. 1991 «Святые девяностые». Часть 2. 1992. Осетино-ингушский конфликт «Святые девяностые». Часть 2. 1992. Осетино-ингушский конфликт. Вып 2 «Святые девяностые». Часть 3. 1992 «Святые девяностые». Часть 3. 1992. Вып.2 «Святые девяностые». Часть 3. ...
А мы опять с хэппи-эндом.) Я не пиарила в сообществе этот выводок, собственно, я его вообще нигде, кроме собственного журнала не пиарила. Потому как не могла поверить, что до нового года при таком рабочем завале успею пристроить ребят. Думала, ...
Этот психологический тест разрабатывался американскими психологами совместно с учеными для быстрого выявления качеств человека. Как утверждают создатели теста — это тест в картинках на определение характера. Выберите 1 из 9 картинок, которая вам больше нравится — и прочитайте краткое опис ...
Продолжение. Начало на: http://vatsons.livejournal.com/103073.html http://vatsons.livejournal.com/104031.html#cutid1 Сегодня, 30 апреля 2011 г. была очень забавная поездка в Калнгале, но, верный данному слову, продолжаю выкладывать Ригу с высоты воробьиного полёта. 1 Редкие иностранцы ...