Личные счёты - на счётах подсчёты
kino_sssr — 09.06.2023 Человек, который образованный и даже преподаёт в институте, весь такой учёный и перспективный - будет он сидеть на корточках посреди тротуара и оглядываться в поисках потерянного пятака?Наш герой Костя (Вадим Спиридонов) сидит себе запросто и на него, неординарного, разумеется, западает дочь профессора Григорьева.
Костя (Вадим Спиридонов), кадр из фильма "Личные счёты" (1982)
Эта Наташа (Татьяна Ташкова) тоже не хухры-мухры, назначена преподавать прикладную математику в том же ВУЗе, где трудятся и её отец, и Костя. Сей факт и стал впоследствии камнем преткновения, булыжником разногласий и непреодолимым барьером между общественным мнением и личными чувствами.
А Костя, считая себя самым прогрессивным, обещает студентам работу на производстве в качестве летней практики - не согласуя с руководством. Чтобы, значит, студенты заранее приобщались к непосредственному труду, а то привыкли, понимаешь, одну теорию зубрить...
Другие преподы возмутились было, но профессор Григорьев (Виктор Тарасов) данную новацию благословил, закрыв тем самым все споры и дискуссии. Григорьев вообще без конца помогал ершистому Косте, сглаживал острые углы и старался объяснять его вздорную строптивость высокими принципами - а зря.
Профессор Григорьев (Виктор Тарасов), кадр из фильма "Личные счёты" (1982)
Затем выясняется, что Наташа-то замужем. К мужу (Александр Серский) относится снисходительно-насмешливо, тем более что он смирен, послушен и от тёщиных пирожков на даче отказываться не намерен. Наташа же срочно едет на городскую квартиру дабы трудиться там не покладая рук над новым проектом. И с Костиком общаться без помех, конечно.
А Костя, сперва весь такой свободный в словах и движениях, увядает от известия о том, что Наташа-то дочь самого профессора. Да ещё и замужем!
И муж будет работать над новым проектом, и все попутные организации тоже - дружный коллектив новаторов. Косте же ещё нужно готовиться к защите диссертации - хоть разорвись. Но в потоке дел он находит время переживать о Наташе - нравится она ему несмотря ни на что.
Наташа (Татьяна Ташкова), кадр из фильма "Личные счёты" (1982)
Как всегда в подобных кинах, сотрудники и соратники делятся на две очень чёткие группы - подвижников, готовых вкалывать бесплатно во имя науки и прогресса, и тех, кто подозревает самого продвинутого во множестве грехов. От зависти, разумеется, от собственной негодности и гнусности.
Тем более что самый продвинутый понятия не имеет о тактичности и дипломатичности, всё и всем выкладывает прямо в лицо, прогибаться и лебезить не привык и вообще! Это они все должны его слушаться и во всём соглашаться.
Он и у Наташи спрашивает вполне себе откровенно, когда и зачем она вышла замуж. Она, будучи приятно поражённой этакой открытостью, бормочет, что едет на дачу...
Но даже автомобиль свой вести толком не может - в зеркало заднего вида засмотрелась на Костю, вот ведь что делается, чуть дорожно-транспортное происшествие не устроила.
В машине, на минуточку, кроме Кости находится еще один сотрудник, но - опа! К даче-то подъезжает она - и вот из машины выходит её отец, в которого превратились прежние пассажиры).
Звучит труба - это супруг Серёжа играет, хобби у него такое. Он вообще-то инженер, но трубу свою любит больше. И вообще ему бы гуманитарием где-нито подвизаться - мягкий, тактичный, музыку любит, искусство. Увы, Наташе все эти мимимишки скучны, резкая прямолинейность Кости ей куда милей.
И уж такой вспыхнул лямур с тужуром между гордым новатором и профессорской дочкой, что даже трепетный муж Серёжа безропотно сваливает из семьи.
Сергей, муж Наташи (Александр Серский), кадр из фильма "Личные счёты" (1982)
Костя рвётся уйти из института - слово "семейственность" для него страшнее пистолета. Да еще сотрудники насмехаются и ёрничают - правильную даму урвал наш независимый изобретатель, губа не дура.
Ну и вновь Костя ничтоже сумняшеся рубит сплеча - просто звонит Наташе и просто объявляет ей, что их отношения закончены, вот так запросто.
Знамо дело - все наши комплексы тянутся за нами из детства. А в детстве Костя узнал, что ему, как малообеспеченному, весь класс собирал целых 15 рублей, чтобы хватило на поездку в Ленинград. И тогда он вернул классу деньги и решил, что впредь ни в коем случае ни от кого зависеть не будет, не дождётесь.
Потом он является таки в профессорскую квартиру, но отнюдь не для разговора с Наташей. Нет, наслушавшись сплетен о профессоре, является к нему с разборками - какие-такие вы затеваете инсинуации за моей спиной?! Тот в изумлении пытается объяснить, как оно всё обстоит на самом деле, но куда там - Костя убегает, хлопнув дверью.
Более того, он даже пытается отказаться от защиты уже готовой диссертации - вот вам! Едет такой в Ленинград, где планировалась защита, и требует беспристрастности...
Ну короче - влюбленная Наташа собирает чемодан и уходит из дома, не иначе чтобы лететь-бежать вослед своему принципиальному возлюбленному.
Можно представить, каких жертв и уступок потребует от неё Костя в угоду своему мировоззрению - если позволит бедняжке хотя бы приблизиться.
Автор - Елена Д.
Режиссёр фильма "Личные счеты" (1982) - Александр Карпов. Снято по мотивам повести Александра Борина.
В фильме Костя "улучшен" по сравнению с книгой, где у героя на почве болезненного самолюбия и абсолютного отсутствия эмпатии полностью "срывает крышу", что заканчивается трагедией.
|
</> |