Личная терапия

И - будем откровенны - с чем только не путают.
Если говорить умными словами, то личная терапия - это процесс расширения осознанности. Получится красиво - и не очень понятно.
Поэтому будем говорить словами простыми.
У каждого из нас есть свой внутренний мир.
Который размером пусть не с Марианскую впадину - но всё же обычно весьма глубок.
Не в плане каких-то познаний и представлений - тут у всех по-разному - а в плане того, что самые основные, базовые основы этого внутреннего мира закладываются очень рано и очень неосознанно. Простым, как грабли, способом копирования: другие делают так - я тоже делаю так. Человеческий дитёныш - как и любой другой - обучается подражанием, сделать с этим ничего невозможно, это естественный биологический механизм развития организма в среде.
В раннем детстве человек подражает тем взрослым, рядом с которыми проходит большая часть его жизни, лет с 13-15 - той группе ровесников, которая находится рядом, и годам к двадцати уже имеет в памяти определённый набор "копипастов" на многие случаи жизни - что делать, как реагировать на то или это, что считать важным, ато второстепенным... И сколько-то лет всё это обычно более-менее прилично работает - пока задачи, с которыми сталкивается человек по жизни, не усложнятся и не начнут выходить за рамки имеющегося набора.
И вот тут-то начинаются те самые "психологические проблемы", под знаменем вечнозелёного вопроса - и кё фер? фер-то кё?
Внутренние миры бывают разные - об этом, если интересно, можно поговорить в следующий раз - но все они, так или иначе, заключают в себе ответ на три важных жизненных вопроса: кто есть Я? что есть не-Я (то бишь, все и всё то, что мною не является)? каким образом складывается взаимодействие Я с не-Я?
В большинстве случаев, в стандартном, так сказать, варианте - человек имеет привычку худо-бедно осознавать только третий пункт, и то в достаточно усечённом виде: взаимодействие сложилось так, как мне было надо - хорошо, сложилось как-то иначе - плохо.
Думать о том, почему оно так сложилось, чего, собственно, человек хотел, какие способы достижения желаемого при этом использовал, дают ли эти способы нужные ему результаты - вот об этом обо всём думать людей обычно не учат. И люди действуют по имеющимся у них в памяти шаблонам. Делают что-то потому что так делала мама, или подружки, или они статью в интернете прочитали...
Но это "потому что" - равно как и источник информации, и понимание того, что такой способ не является единственно возможной формой жизни - опять же, становится понятым, если начинать обо всём этом думать. Прицельно и всерьёз. Если не думать - то он честно кажется единственным.
До сих пор помню десяти с лишним давности дискуссию в одной околопсихологической тусовке, где одна из сторон с яростью отстаивала мнение о том, что, изменив что-то в своём поведении, перестанет быть собой, а если уж что-нибудь в своём мировоззрении поменяет - то и вовсе погибнет как личность.
И в этом есть определённая правда - чем больше личность состоит из шаблонов, чем меньше в ней понимания "кто есть Я?" - тем больше отказ от шаблонного мышления и поведения кажется крушением личности.
Личная терапия - это как раз процесс исследования своего внутреннего мира.
Оттачивание навыка находить ответы на три этих самых вопроса - про себя, про не-себя, про то, как мы друг с другом взаимодействуем, и что из этого получается. Чем лучше этот навык - тем более успешен человек и в личной жизни, и в социальной.
Если же говорить о терапевтах, то умение на эти вопросы отвечать - в любое время, относительно любой ситуации - для них не просто залог успеха, а краеугольный камень профпригодности.
Ибо все мы люди. Значит - несовершенные. И в глубинах Я может таиться всякое.
Например, большое желание красоваться и хвастаться.
Или крепко укоренившаяся привычка обесценивать.
Или инфантильное желание "быть хорошим", подстраиваться и подлаживаться.
Или стремление поучать, командовать, давить и всяко проче властвовать.
Или отношение к себе и к другим как к механизмам, которые нужно допиливать до "правильной" конфигурации, не обращая внимания на то, что плохо и больно.
Или - вспоминаем скандальные истории с "тренингами личностного роста", на которых происходили истории, опасные не только для чести и достоинства тренингуемых, но, порой, и для их здоровья и жизни - попросту склонность издеваться над другими.
И никакое знание о теориях личности или экспериментах Вильгельма Вундта - в общем, всё то, что даёт психологу академическое образование - ничего не даст без хорошего знания самого себя, своих особенностей, склонностей, ценностей, и отточенного умения со всем этим обращаться.
Ибо всё это, будучи неосознанным, в любом случае станет проявляться в поведении.
Ведь от того, что мы на что-то закрываем глаза, это самое что-то не перестаёт существовать. Мы его не видим - а оно есть. И другие видят. И реагируют.
Конечно, обнаруживать в себе подобные вещи бывает трудно, страшно и стыдно.
Ведь нам всем в детстве рассказывали про "что такое хорошо и что такое плохо" - но не рассказывали о том, как жить с нашими личными особенностями так, чтобы не портить этими особенностями жизнь ни себе, ни другим, наоборот - сделать так, чтобы эти особенности стали сильной стороной и работали на улучшение качества жизни.
Так вот, личная терапия - она, в том числе, и об этом.
А всё остальное - извините, нет.
|
</> |