Лиана Жвания: капризная королева из киносказки "12 месяцев"
amarok_man — 06.04.2023
Одной из самых популярных киносказок, которые всегда повторяют
на телевидении в Новый год, вот уже почти 50 лет остается фильм
«Двенадцать месяцев». Одну из главных ролей в нем сыграла Лиана
Жвания – она появилась на экранах в образе той самой капризной
королевы, которая приказала разыскать ей подснежники в
декабре.
Она сыграла больше 60 ролей в театре и всего 15 ролей в кино.
При этом для большинства зрителей она так и осталась актрисой одной
роли. А ведь именно благодаря ее участию в съемках киносказка
появилась на экранах. Точнее, благодаря романтической истории,
случившейся за кадром…
Лианой ее называли только коллеги, ведь в близком кругу у нее
было другое имя. Актриса рассказывала: «Бабушка придумала мне два
имени: одно официальное – Лиана – и второе домашнее – Гуля, Гулико.
Второе попроще, но пока мы в первые мои годы жили в Тбилиси (во мне
есть грузинская кровь по папе), Лиана было более адекватно. Но я
так всю жизнь Гулей и хожу, Лианой себя не ощущаю. Лиана – это
что-то такое ползучее, таинственное, а Гуля – простое, сердечное.
Ведь Гулико по-грузински и есть «сердце». Лиана всегда была
артистичной и с 6 лет устраивала для гостей домашние представления,
в которых играла все роли сразу.
Окончив ЛГИТМиК, она стала актрисой Ленинградского ТЮЗа. В 23
года Лиана Жвания дебютировала в кино, и первая же роль стала
главной, принесла ей всесоюзную популярность и стала ее визитной
карточкой. Это была королева в киносказке «Двенадцать месяцев».
Сценарий фильма режиссер Анатолий Граник написал по мотивам
одноименной пьесы Самуила Маршака.
Это произведение было написано во время войны, в 1942-1943
гг., и воплощало веру писателя в то, что добро всегда побеждает.
Замечательная сказка дарила надежду на лучшее и заставляла поверить
в то, что любые чудеса могут случиться с теми, кто в них верит.
Главную идею этой пьесы Лиана Жвания видела в том, что «зиму в
человеческих отношениях побеждает тепло доброты».
В главных ролях режиссер решил снять никому не известных
актрис, чьи лица еще не успели «засветиться» на экранах и не
ассоциировались с другими ролями. Лиана Жвания на тот момент только
заканчивала театральный институт и еще ни разу не снималась в кино.
О своих пробах она вспоминала: «Входим вместе с незнакомцем в
кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока
сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». – «А
за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это
странным.
Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая
вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую
сестру, за королеву... Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно
спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». –
«Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером.
«Домой». Пауза... Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с
собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем
работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы
подлиннее. У Королевы будут косички».
Образ киногероини режиссер обсуждал с актрисой во всех
деталях, чтобы он не получился схематичным и плоским. Он объяснил
ей, что королева капризна, потому что она совсем юная, выросла
сиротой, при дворе ее окружают лишь лицемерные и лживые люди, а
единственный человек, который вызывает у нее уважение, – это старый
профессор, но ее утомляют его постоянные нравоучения. Юная актриса
прислушивалась ко всем советам режиссера и исполняла его
рекомендации беспрекословно. Возможно, поэтому ее кинодебют и
оказался таким удачным.
Консультантом фильма стал сын писателя Иммануэль Маршак.
Именно благодаря ему «Двенадцать месяцев» и вышли на экраны, ведь
киносказку собирались положить на полку – цензура увидела в нем
политическую неблагонадежность. В пьесе затрагивалась тема
взаимоотношений власти с народом, глашатай пел песню:
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: «Не цветет!»
Королева собирается издать новый закон природы, согласно
которому апрель наступит вместо января, а сама шагу не может
сделать без солдата в заснеженном лесу. И братья-месяцы говорят о
том, что не солдат состоит при королеве, а наоборот. После того,
как мачеха с дочкой превращаются в собак
Сын Маршака был очарован исполнительницей роли королевы и
говорил, что именно такой его отец и представлял эту героиню. Лиана
Жвания называла встречу с Иммануэлем главным чудом в своей жизни и
рассказывала: «Сейчас уже, спустя 45 лет, могу сказать: так, как
меня любил Иммануэль Маршак, меня никто не любил. Он был намного
старше. Мне 21 год, ему – за 50. Доктор наук, физик, изобретатель.
Одно из его изобретений – мигающая красная лампочка, которую мы
видим, когда летит самолет. А еще он первым перевел на русский язык
романы известной английской писательницы Джейн Остин. У нас была
платоническая любовь. До сих пор храню его письма со стихами.
Иммануэль Маршак любил меня беззаветно. Говорил, что я создала
такой образ королевы, о котором мечтал его отец. Встреча с этим
человеком стала для меня тогда мощным духовным зарядом и является
таковым по прошествии многих лет»
После того, как фильм вышел на экраны, зрители засыпали Лиану
Жванию мешками писем, часто ей писали целыми семьями. Даже спустя
годы после спектаклей к ней подходили и спрашивали: «Это ведь вы
играли королеву?» Но, к сожалению, Лиана Жвания так и осталась в
кино актрисой одной роли. После своего дебюта она снималась очень
мало и появлялась на экранах, в основном, в телеспектаклях.
Лиана Жвания в сериале *Убойная сила-3*, 2001
В начале 2000-х гг. она сыграла несколько эпизодических ролей
в фильмах и сериалах, но в ней уже никто не узнавал ту самую
королеву из «Двенадцати месяцев».
Кадр из сериала *Агентство *Золотая пуля*, 2002
Сама актриса причины своей непродолжительной кинокарьеры
объясняла так: «Зрители фильма в своих письмах часто спрашивали
меня, почему я так редко снималась в кино. Главная причина в том,
что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу
им. А. А. Брянцева, первому в стране детскому театру. За 47 лет
работы на любимой сцене я сыграла более 60 ролей. Только в театре
можно ощутить живость и непосредственность зрительского
отклика».
В 1991 году за свои заслуги Лиана Жвания получила звание
Заслуженной артистки РСФСР.
Артистки не стало в 2021 году. Она ушла из жизни в возрасте 71
года.
https://kulturologia.ru/blogs/050121/48650/