Левые, правые, власть, буржуазия
blau_kraehe — 29.12.2021 На мой сегодняшний взгляд, рассмотрение фашизма в советской и вообще коммунистической общественной науке было явно недостаточным. Это явление не осмыслено. И поэтому сейчас мы то и дело сталкиваемся с общественными моментами, которые не можем понять, потому что классическое определение Димитрова на них не натянешь. И более того, вполне возможно, мы стоим перед мировой угрозой, не менее масштабной, чем угроза мировой войны - но не видим ее.Рассмотрим силы, которые действуют в современном буржуазно-демократическом государстве.
1. Буржуазия. Она неоднородна, есть разные ее группы с разными представлениями, обычно эти представления воплощают различные политические партии - через них буржуазия осуществляет власть.
2. Государство. В целом почти стопроцентно зависит от воли буржуазии.
3. Трудящиеся массы. Я намеренно не пишу здесь "рабочий класс", так как сюда же входит и мелкая буржуазия из числа самоэксплуататоров (ну и люмпены, пенсионеры и т.д.)
Как известно (согласно уточненной теории формаций по Вазюлину), на данный момент мы уже живем в начальную эпоху социализма - переходную эпоху; эту эпоху характеризует, в частности, и то, что впервые трудящиеся, угнетенные классы становятся легитимным субъектом истории. Классовая борьба существовала всегда, но она велась исключительно в форме войны, за нее карали, она не была легитимной. Иной реакции, кроме подавления классовых восстаний, правящие классы не знали.
Но где-то в первой половине ХХ века происходит перелом: народные массы решительно выходят на арену истории и становятся действующим субъектом, их уже не удается подавить, с ними необходимо считаться, ими нужно управлять. Возможно, одной из причин является появление довольно массовой интеллигенции, стоящей на стороне народа - несколько десятков интеллигентов способны создать политическую партию, написать программу, и возглавить народное движение (Ленин писал, что интеллигенция - это прослойка определенного класса, есть пролетарская интеллигенция, есть буржуазная).
И вот сейчас будет важный момент.
Это народное движение может быть как левым, так и правым.
И левое, и правое движение объединяет тот факт, что все это - движения угнетенных масс. Оставим пока открытым вопрос о конкретной классовой принадлежности. Вполне возможно, что к правизне/черносотенству более тяготеет как раз мелкая буржуазия (пресловутая "диктатура лавочников"), а рабочий класс - больше к социал-демократии и коммунизму (левым движениям). Но этот вопрос еще надо исследовать, он не очевиден.
Хватит ослеплять себя Третьим Рейхом, определением Димитрова и рассказами о "крупной буржуазии". Человеческая, массовая основа фашизма - это те же самые угнетенные трудящиеся. Причем нельзя даже сказать, что у них нет классового сознания. Образцы такого классового сознания постоянно всплывают тут в комментариях: НУ КАК ЖЕ ВЫ НЕ ПОНИМАЕТЕ, что мигранты мешают, отбирают рабочие места, демпингуют зарплаты, что они враги рабочего класса?! (и почему-то даже штрейкбрехеры, как будто местный-то рабочий класс только и делает, что бастует). Такое "классовое сознание" вполне годится для массового правого движения. Конечно, я не имею в виду, что мои комментаторы уже законченные фашики, возможно, просто люди путаются в понятиях.
Можно это не называть фашизмом, если считать, что фашизм - это вот уже именно "диктатура наиболее реакционных кругов финансового капитала"; можно называть просто правыми или черносотенцами, но в любом случае это зародыш фашизма; мы видим его на Украине в лице "добробатов", в Латинской Америке в виде "эскадронов смерти", в Европе в виде массовых движений неонацистов и правых. Если они доберутся до власти, то будет именно фашизм, а не что-то иное. Правая идеология воспитывает своих приверженцев в духе ненависти к "чужим", воспитывает у них жестокость, стремление к убийствам и мучительству, безразличное отношение к чужим смертям.
Но блин, не надо все валить на Круппа или Коломойского! Или харизматичных фашистских лидеров. Давайте посмотрим правде в глаза: это такие же трудящиеся как и с другой стороны. Чернорубашечники или СА - это были такие же парни, возможно, даже из рабочего класса, но возможно, из рядов мелкой буржуазии - но такой же нищей и бесправной. Харизматичные лидеры - это просто интеллигенция, выражающая мысли и чаяния определенной части народа. Если бы у этой интеллигенции не было последователей, все их движение в пивных бы и закончилось, даже если бы в них вкачали всю прибыль буржуазии.
На мой взгляд, и видеть в этих людях просто наемников крупного капитала неверно. Они действительно видят ТАК свой классовый, групповой интерес, они защищают свои интересы от интересов каких-то чужаков или хотят поживиться за счет ограбления других стран (Эфиопии, СССР), или просто хотят "порядка" при высокой зарплате и социальных благах. Да, до сих пор фашистам ничего такого не удавалось добиться, наоборот, наступала катастрофа, но верить-то можно? Да, и как я уже писала, фашизм характеризуется иррациональным взглядом на мир, придумывает несуществующие опасности - но однако, в его основе лежат и определенные экономические интересы, и не только крупного капитала, но и трудящихся данной нации. Во всяком случае, трудящиеся могут воображать, что их интересы будут осуществлены.
А у нас сейчас принято "жалеть и понимать" правачков; у нас, это я имею в виду не только рунет (где половина левых и сами правачки), но и например, даже среди немецких коммунистов нередки настроения: ну нельзя же обижать трудящихся, нельзя же обзывать их фашистами, надо же понять, они же просто боятся мигрантов или что-то еще подобное. Как же можно обижать простого обывателя!
И да, есть просто обыватели, которые просто "боятся мигрантов", но есть, и не так уж мало, трудящихся, которые не боятся мигрантов. Которые к ним относятся спокойно. Так вот, опираться нужно на вторых. А первые - это увы, питательный субстрат для штурмовых отрядов. Там нечего ловить, и не в чем таких людей убеждать. Они сами себя уже во всем убедили.
Раньше коммунисты дрались с такими молодчиками на улицах - а теперь мы должны их жалеть и понимать.
А какую роль во всем этом играет буржуазия, то есть наш правящий класс?
Основной интерес буржуазии - это классовый мир при ее доминировании. То есть чтобы угнетенные понимали свое место и соглашались с ним, не бунтуя и не возмущаясь.
Для этого есть фактически только две возможности:
- Социал-демократия.
- Фашизм.
Так вот, то, что у нас сейчас, и что мы переживали до сих пор - все это социал-демократия. Социал-демократия - это существование системы сдержек и противовесов безудержной власти буржуазии, это официальные профсоюзы, которые вовремя напоминают о необходимости индексировать зарплаты, это легальные левые партии, которые напоминают о народных нуждах, организации, которые занимаются защитой прав рабочих, пенсионеров, женщин, заключенных и так далее.
Социал-демократия - это социальное партнерство, сотрудничество буржуазной власти с ЛЕВЫМИ. И не только с собственно социал-демократами. Учитывается и мнение радикально-коммунистических организаций, и мнение левых народных масс, которые выходят на митинги и демонстрации, бастуют и пишут петиции.
Это приводит к социальному, классовому миру: ну как, буржуазия, конечно, продолжает эксплуатировать трудящихся и присваивать прибыль, но так как трудящимся все-таки перепадает неплохая зарплата, социальные ништяки, власть соглашается их выслушать, поговорить и что-то пересмотреть, то трудящиеся в целом согласны с системой.
Но такая система возможна преимущественно в странах империалистического центра и близких к нему; такая система возможна там. где есть что перераспределять, есть возможность давать народу желанные ништяки, обеспечивать хоть относительно неплохой уровень жизни. Потому что иначе социал-демократические институты будут раскрывать клюв, а положить в него будет нечего, и это приведет к социальному взрыву.
Кстати, она и возможна за счет ограбления стран периферии, где обычно вместо ништяков социал-демократии - жесткая репрессивная система.
Но вот последние исследования (например, группы О. Комолова, но есть и другие) показывают, что происходит деглобализация, что неравенство между странами уменьшается, а растет неравенство между классами. Следовательно, источник огромных прибылей в виде мировой периферии иссякает, и рабочая сила стран центра становится слишком дорогой.
Вполне возможно, что в этих условиях бОльшая часть буржуазии откажется от социал-демократии и перейдет к другому виду "социального партнерства" - к фашизму.
При этом она будет опираться на уже существующие правые движения, партии и организации. Сейчас эти организации пока не могут мечтать о непосредственной власти. Но если на них сделают ставку, профинансируют, распиарят, дадут оружие, помещения, приведут к власти... И это вполне возможно при определенных условиях. Посмотрите, сколько этих организаций, движений, они есть в каждой стране, они повсюду, и они уже давно вполне респектабельны и уважаемы.
Нас все время запугивают воображаемыми видами фашизма: феминацизмом, ковидофашизмом, "цифровым концлагерем", BLM-фашизмом, диктатурой толерантности, некоторые даже уверяют, что мы уже при этих фашизмах живем. И за всем этим как-то забылось, что такое реальный фашизм, который уже как благо противопоставляется всему вышеперечисленному. Простите, но что все вот это, чем вы нас пугаете, в сравнении вот с этим:
Однажды мы можем проснуться при диктатуре, по сравнению с которой Оруэлл нервно курит в углу. С лагерями смерти, 12-часовым рабочим днем на благо родной нации, орднунгом и выбраковкой неполноценных. Вероятно, это будут локальные диктатуры - в каждой стране по-разному. В Германии будет больше орднунга, в России будет длиннее рабочий день. Хреново будет везде, уверяю вас. Возможно даже, этот и есть тот кризис капитализма, к которому мы на самом деле движемся.
Я не пугаю. Но давайте держать глаза открытыми и понимать, с чем мы имеем дело сейчас в лице этих невинных овечек, простых обывателей и честных тружеников. Да, они станут опасными только если буржуазия решит их использовать - но их самих тоже не стоит сбрасывать со счетов.
|
</> |