Левиафоня.

Я этот ваш "Левиафан" смотреть не стал по вполне определённым
соображениям. А именно - вполне оправданное недоверие и
брезгливость к современному отечественному синематографу испытываю
я. Но сейчас не об этом.
Я заместо него скачал и посмотрел в первые в жизни от начала и до
конца фильм "Афоня" 1975 года выпуска. Ну вот так бывает, да. Видел
его тысячу раз, прекрасно представляю, о чём там в целом идёт речь,
но вот чтобы с заглавных и до финальных титров без перерывов и пауз
- ни разу. А тут значит восполнил пробел в образовании.
Не знаю, возможно раньше всё как-то иначе воспринималось, и фильм
казался комедийным, но сегодня он зашёл строго как чёрный
соцреализм. Вообще не понимаю, как его выпустили на экраны. И что
там смешного - тоже не понимаю.
Ну сами смотрите: На дворе - семьдесят пятый год. Не восемьдесят
девятый, гнилой и горбачёвский, а самый что ни на есть золотой,
успешный, стабильный, пафосный, советский , брежневский семьдесят
пятый. Развитой социализм, духовность, возвышенные чувства,
романтика. То самое время, на которое пожалуй больше всего сейчас
надрачивают совколюбы. Мол и восстановить уже всё восстановили, и
развалить ещё - не успели.
А на экране - взрослый мужик формата "за тридцать", беспробудно
пьющий в компании и в одно лицо, сожительствующий с бабой без
регистрации в ЗАГСе, занимающийся мелким вымогательством денег у
населения и мелкими же кражами у него же, у этого самого
населения.
Его дежурно, для пресловутой "галочки" песочат на никому не нужных
собраниях коллектива, всем на всё плевать и одна лишь мысль заботит
коллектив - поскорее свалить домой и воткнуться в телевизор. И все
понимают, что это такая игра, некий общественный договор, и
обвиняемый и обвинители просто отрабатывают положенный ритуал и
расходятся продолжать привычную им жизнь. Они как дети, играющие в
взрослых - делают пародийные движения, не имеющие смысла,
символизирующие ту или иную "взрослую" деятельность.
Главный герой по-прежнему злоупотребляет спиртным, ведёт аморальный
образ жизни, неразборчив в половых связях. И при этом он - не
изгой, не отщепенец, никто не поражается, откуда это такой вдруг
взялся. Он - обычный. И есть некое ощущение, что таких, как он -
большинство в обществе. И это подтверждается сюжетом - у Афони есть
друзья-приятели, и все они заняты тем же самым, что и он -
пьянством и бездельем. И именно они, сильно и регулярно пьющие, не
сильно умственно одаренные и абсолютно безразличные ко всему, что
происходит вокруг и создают основу общества. Народ.
Главный герой мутит сразу с двумя девушками, что тоже - крайне
по-советски. Первая дамочка пользуется им, извлекая некую выгоду,
при этом являясь представителем высшего сословия. Получается в
советском союзе не все были равны, как утверждают его яростные
адепты?
Вторая его пассия глуповата и сама вешается ему на шею, но зато
безотказна и достаточно быстро дело доходит до постели. Нет,
сексуальных сцен фильм не содержит, но они и не нужны. Достаточно
того, что есть и все эти нынешние кумушки, поджимающие губки и
шипящие " в нашу молодость такого не было" тоже немного отсасывают
вместе со своей моралью.
А тут ещё всплывает сомнительный эпизод с умершей тёткой, о смерти
которой Афанасий узнаёт спустя несколько лет, да и то - случайно. И
вновь небывалая духовность и крепкие узы советской семьи
предательски трещат по швам. Не с днём космонавтики забыл
поздравить - хоронить не приехал ту, которая вырастила и воспитала.
Отличный же поступок.
И хотя фильм заканчивается с жирным намёком на хэппи-энд, любой
здравомыслящий человек скажет, что пьянице в период похмельного
обострения чувства вины - верить не стоит. И он наверняка продолжит
пить и вымогать деньги, ибо люди не меняются, а жизнь с глуповатой,
пускай на всё согласной, но нелюбимой бабой - тоже не способствует
ни просветлению, ни каким прочим чудесам тоже. И значит - всё будет
как было, только ещё хуже: у них родится хилая, некрасивая и
болезненная девочка, жена тоже высохнет и станет истеричной
полоумной тёткой, которая будет истово орать про бездарно
растраченные лучшие годы и водить сопливую дочку в музыкальную
школу на сольфеджио, а сам сабж, всё более и более деградируя от
чрезмерных доз малинового вина, умрёт лет в сорок пять от инсульта,
возможно даже в канаве, возможно что и обосравшись. И жизнь
бессмысленна, и смерть неизбежна, и бога - нет.
Я даже не поленился, полез посмотреть. как встретила советская
публика данный нуар. Не было ли разгромных статей и массового
зрительского бойкота данного кинопоклёпа на советскую жизнь. Нет.
Фильм был лидером проката. Людям очень понравилось. А раз
понравилось, значит примерно так всё и было на этом вашем самом
деле. Люди любят смотреть снафы больше всего на свете.
А вы говорите "левиафан", а вы говорите - была духовность.
Тлен и тщетность и более ничего и никогда.
|
</> |