Лев Разгон. Непридуманное. Рецензия


Людям, читающим художественную литературу, очень льстит, когда в предисловии или в аннотации к читаемым ими романам написано что-то типа "на основе архивных источников".
Художественная литература - легкое чтиво, в отличие от документальной. И людям хочется чувствовать себя эрудированными, не трудясь. "На основе архивных источников" видится как легкий путь. Они думают, что получат ту же эрудицию, те же представления о мире, что и профессионалы, но посредством художественной литературы. И человек с радостью проглатывает наживку, в правдивость которой ему так хочется верить.
Как-то мне рассказывал знакомый, дескать, "Войну и мир" он не читал, но зато прочитал краткое содержание романа в школе и потом на уроке даже ответил на пятерку.
Несмотря на всю жесть подобного подхода, в какой-то мере, подобные методы могут дать эффект, близкий к натуральному.
Однако, с романами "на основе архивных источников" это редко проскакивает.
Наткнулся на очередной такой роман.
"Непридуманное" Льва Разгона. Пробежался глазами пару страниц, содержащих привлекший меня текст.
Вот что попалось на глаза.
Непонятный пацан двадцати пяти лет получает пригласительный билет на 17-ый съезд ВКП(б) и попадает прямо в самую гущу событий:
"Я протиснулся, сел, оглянулся и увидел, что справа от меня сидит Зиновьев, а слева Радек. Не сразу я догадался, что свободное место образовалось от того, что они не хотят или же боятся сидеть рядом.
И в перерывах Алексей Иванович Рыков, увидев меня, обрадовался и стал со мной вышагивать по периметру огромного Георгиевского зала".
Он присутствует на закрытом заседании 1), где выбирали руководство и подсчитывали голоса, и он видит как Иосиф Сталин оказывается на задворках: "И вот мы услышали: первым был не Сталин… Он не был ни вторым, ни третьим, ни четвертым… Мы слышали фамилии Калинина, Кирова, Ворошилова, еще кого-то, и не было Сталина, не было Сталина! Кажется он был не то девятым, не то десятым. Список читался без пауз, скорее, нервно. Но не только мне, но и — как мне казалось — всем присутствующим казалось страшно долгим то время, которое отделяло начало чтения списка членов ЦК до той минуты, когда, наконец, была произнесена фамилия Сталина".
Просто непонятный пацан на закрытом заседании. Пошел, взял билет и прикоснулся к истории.
На самом деле, процитированные строки - художественное воплощение факта того, что Сталин, согласно вскрытым О.Шатуновской в 1960 году пакетам документов счетной комиссии 17-го съезда, судя по тому, что трое из 1059 делегатов проголосовали против него, разделял где-то от 10 до 15 место среди 71 делегатов, избранных в ЦК. Если бы не было этих троих делегатов, то Сталин набрал бы максимальное возможное количество голосов.
Впрочем, сохранились свидетельства выживших участников съезда, в том числе и Никиты Хрущева, и никто из них не вспоминал ничего подобного о "страшно долгом времени", хотя ни для кого не было секретом, что Сталин получил несколько голосов против. Но никто не считал, что избрание Сталина в ЦК не было легитимным.
В 1960 году накануне удаления Сталина из мавзолея, была создана комиссия Полибюро, некоторые собранные материалы которой дали пищу слухам, что результаты 17-го съезда были подделаны.
Разгон достаточно талантливо подал свою мысль. Не соврав количественно, он подал результаты под таким углом, что создалось впечатление, что нахождение Сталина у власти нелегитимно с точки зрения партии, и результаты выборов подделаны.
Кстати, если быть точным, Ворошилов и Калинин получили действительно меньше "против", но Киров получил четыре "против" (больше, чем Сталин).
Собственно, посмотрел только пару страниц. И немного почитал начало.
Конечно, Вы обратили внимание на откровенно лживое название "Непридуманное".
А как Вам следующее в аннотации: "Все, о чем рассказывает в этой книге писатель Лев Разгон, — правда. В ее обычном словарном обозначении: "То, что действительно было, то, что в действительности есть". В ней нет придуманных персонажей, эпизодов, дат".
Надо сказать, места, на которые я наткнулся в "Непридуманном" - не самый низкосортный вариант художественной публицистики. Тем не менее, и эти места дают искаженное представление об исторических событиях.
***********************************************
1) Янукидзе. Завтра вечером будет заседание съезда для выборов руководящих органов партии. В зал будут допускаться только делегаты с решающими и совещательными голосами (XVII съезд всесоюзной коммунистической партии (б). Стенографический отчет. М., 1934. С.647)
|
</> |