О пользе изучения старых чертежей...
afirsov — 20.05.2023 …Так сказать в продолжение темы из записи – О всенародной любви - о сопромате!На последнем клубе «У Егорыча» выступил один из ведущих инженеров ОКБ Сухого Вячеслав Зенкин с рассказам о работе ОКБ по спортивным самолетам – линейки Су-26 – Су-31.
Первый Су-26
В том числе о том, с чего все началось… А началось с того, что в журнале «Моделист-Конструктор» в 1970-х гг. стали появляться чертежи наших истребителей Великой Отечественной войны работы Вячеслава Кондратьева. По тем временем это была бомба! И по качеству исполнения и по их проработке.
Часть из них потом стали основной известной книги В.Воронин, П.Колесников «Советские истребители Великой Отечественной». След этих чертежей до сих пор тянется у моделистов – например МиГ-3 в 48-м масштабе киевской модельной фирмы ICM сделан по этим чертежам (хотя к отдельным моментам есть вопросы).
Вячеслав Кондратьев работал в КБ Яковлева и вероятно использовал для своих работ чертежи иркутского авиазавода… Но изучая их Кондратьев пришел к интересному выводу…
Несколько назад – на тот момент в КБ Яковлева создавался новый спортивный самолет Як-55, который заметно отличался от предыдущих яковлевских машин – отказ от убираемого шасси, появление каплевидного фонаря, самолет имел цельнометаллическую конструкцию с фюзеляжем-монококом… Хотя Як-55 выглядел прогрессивно, тем не менее славы предшественника Як-50 достичь не удалось, в первую очередь за счет моментов по крену – крыло «демпфировало»… Изучая же старые чертежи, Кондратьев сделал вывод – как и в упомянутой выше записи – что с точки зрения весовой отдачи смешанная конструкцию с фюзеляжной фермой превосходит дюралевый монокок:
В результате Кондратьевым был разработан проект пилотажного самолета по классической идеологии легких самолетов Яковлева с фюзеляжной фермой и с заменой традиционного дерева/ткани на пластики. Самолет получался легче, что должно было дать преимущество для спортивного пилотажа. Правда, вероятно, в родном КБ проект не приняли, и Кондратьев ушел с ним в КБ Сухого.
Тут проект сочли многообещающим и сразу заложили серию аж из пяти спортивных Су-26…
Второй Су-26 в монинском музее. При снятой обшивке хорошо видна ферма фюзеляжа
Вот… Только все же проектирование и постройка даже небольшого самолета требует опыта и от конструкторов и от технологов. Два построенных из заложенной серии Су-26 оказались перетяжеленными из-за проблем с освоением композитных стеклопластиковых конструкций и отдельных ошибок проектирования.
Тем не менее, машины испытали, слегка удивив летчиков-испытателей (думаю, бывшие пилоты И-16 только бы пожали плечами на эти «удивления»). Дали полетать и пилотажникам, которым самолет вполне понравился (член сборной СССР по пилотажу Юргис Кайрис стал горячим поклонником самолета и остается им до сих пор!). Но на чемпионате мира два Су-26 «не зажгли» - сказался все же лишний вес… Вероятно этих ошибок Кондратьеву не простили, и из КБ Сухого он ушел/или «ушли»…
Однако, после устранения ошибок проекта и изменения технологии изготовления композитного крыла (вместо пенопластового наполнителя перешли на классические соты) появился «классический» пилотажный Су-26М, который сразу выиграл на чемпионате мира «Кубок Нестерова» и стал королем чемпионатов по спортивному пилотирования аж на четверть века!
А всего-то надо было изучить старые чертежи…
|
</> |